search
main
0

До встречи на вершине

Со времен строительства Вавилонской башни в обществе всегда ценились знания иностранных языков, хотя прежде это было признаком образованности или эстетством. Сегодня иностранный язык – просто необходимость, даже жесткая реальность.

Иностранный язык многим представляется огромной крепостью, на вершине которой гордо реет флаг… Но крепость кажется неприступной лишь на первый взгляд. Конечно, потратив несколько лет, ее можно взять штурмом: вызубрите грамматику и слова, и вы не заблудитесь в лабиринте сослагательного наклонения или прошедшего времени. Можно пойти в стремительную атаку – выучив набор «устойчивых выражений», вы в принципе сможете объясниться и понять собеседника. Но вам так и не удастся получить удовольствие от чтения Байрона или Гейне в подлиннике. Стандартный набор фраз, небогатый лексикон и грамматические ошибки уподобят вас «легкой кавалерии», гарцующей под стенами, и не позволят вам проникнуть в сердце крепости…

Но изберите другой путь – вслушайтесь в чудесные звуки, подобные чарующей музыке, попробуйте на вкус изящные речевые обороты, оцените строгое очарование грамматики – и вы увидите, что и не крепость вовсе перед вами, а прекрасный замок, двери которого гостеприимно распахнуты, а учитель встречает вас и сопровождает в пути…

Как горят глаза каждого ребенка, который вступает в этот мир! Какой восторг охватывает при узнавании нового, но уже немного «своего» языка! И он верит, что всегда будет здесь желанным гостем. Почему же иногда гаснет этот интерес и иностранный язык вместо наслаждения несет муки?

Соблюдая заповеди любви, мира и добра, учитель направляет и вдохновляет ученика, что ограждает их от многих ошибок. Чем больше я буду учиться сама, обдумывать каждый шаг и соизмерять его с силами учеников, тем эффективнее обучение и выше интерес к изучению языка. Вера в свои силы даст ученику возможность ощутить в учении удовольствие; такое обучение принесет радость, а затем возникает огромное желание к постижению все нового и нового…

Для меня красота языка сродни красоте искусства. Язык – необычайно тонкая материя, и чтоб постичь ее, надо дать учащимся свободу выбора и обеспечить «свободу учения».

В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы учащиеся могли смотреть на мир глазами «native speaker», «Muttersprаchler» – носителя языка. Это нелегко, но помогает погрузиться в интересный, сложный и очень логичный мир языка. Язык, как и личность, – продукт культуры, нужно относиться к нему, как к зеркалу, в котором отражаются история народа, география, климат, условия жизни, традиции, творчество. Ученик должен ориентироваться в национальных особенностях, истории, обычаях двух стран, цивилизаций, ведь человек, обогащенный знанием иностранных языков, неизбежно интегрирует в себе их главные культурные ценности. Счастье мое в том, что познание иностранного языка вызывает у моих ребят желание постигать все новые вершины. И мой уже повзрослевший ученик продолжит путь в познании языка самостоятельно. Он уже не захочет покинуть этот мир – ведь невозможно отказаться от того, что любишь…

Что ж, в добрый путь! Встретимся на вершине казавшейся когда-то неприступной крепости!

Алла ДЫМБРЫЛОВА, учитель немецкого и английского языков СШ №57 Улан-Удэ, учитель года Бурятии-2005

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте