search
main
0

До свидания, мальчики! Бондарчук-младший снял свой фильм о войне и мире

– Товарищ капитан, задание выполнено. Высота наша, колонна может идти… – окровавленными губами шепчет единственный выживший в афганском пекле солдат. По идее, эти слова могли составить главный пафос картины Федора Бондарчука «9 рота». Они сразу отсылают любого россиянина старше 25 к любимым фильмам о Великой Отечественной. Но нервное напряжение и комок в горле у зрителей создает не факт выполненного безумной ценой воинского долга и даже не полный отчаяния, мужества и братства крик «ВДВ, вперед!» на краю последней атаки. Самый раскрученный брутальный фильм последнего времени о войне заставляет задуматься о неповторимости каждой жизни, такой яростной и полнокровной накануне неизбежной смерти.

Конечно, в фильме Бондарчука-младшего о войне в Афганистане, обошедшемся к тому же в рекордную для нашего кино сумму – 9 миллионов долларов, не могло не быть батальных и достоверных сцен сражения. Слава Богу, почти без модного натурализма. Режиссеру и команде актеров хватило таланта удержать внимание зрителей – на протяжении 2,5 часов! – без перерезанных от уха до уха глоток и намотанных на гусеничный трак кишок. За каждого из героев «9 роты» – Лютого, Воробья, Чугуна, Рябу, Пиночета, Стаса – вымаливаешь у создателей ленты: ну пусть еще поживет, ну пусть не его убьют! Потому что каждый из них – живой и настоящий (отличная работа молодых актеров Алексея Чадова, Артура Смольянинова, Михаила Евланова). Они – мальчишки, ставшие мужчинами, только чтобы умереть. Чтобы уже никогда не дорисовать фантастических красок горный пейзаж (изумительные съемки Михаила Осадчего), как прозванный Джокондой мальчик-художник. Чтобы уже никогда не поцеловать любимую девушку «на гражданке», как трогательно чистый Воробей, устоявший перед искушением потерять девственность даже перед угрозой умереть на войне «не мужиком».

Впрочем, все «крупно взятые» в этом фильме герои сильно напоминают неиспорченных сердцем мальчишек. Взять хотя бы «железобетонного» прапорщика Дегало с изуродованным лицом в исполнении Михаила Пореченкова, который плачет в алеющем маками поле из-за того, что не его, а пацанов-новобранцев посылают погибать в чужой стране, которую «никто и никогда не мог завоевать». Еще одним плюсом картины лично мне кажется ее неполитизированность: не сказать о предательстве государства и всеобщей растерянности в момент вывода афганского контингента, когда о реальной 9-й роте просто забыли, Бондарчук не мог, но и фокусировать на этом основное внимание не стал.

Но больше всего пронзает в «9 роте» почти статичный кадр. Прапорщик, которого никогда не пустят на войну из-за «съехавшей крыши» и который научил пацанов убивать, чтобы их не убили, перед прощанием с ними, говорит:

– Поста… – и не может закончить слово. Потому что не от их стараний зависит их жизнь. Но даже смерть не может уничтожить их след. Таких разных, таких похожих, «чурок» и «хохлов», братьев и одиночек, мужчин и мальчишек. 9-й роты.

Раньше это называли гуманизмом. Сейчас это хочется назвать человечностью, что не может не радовать на фоне компьютерных и слишком «голливудизированных» «Ночных дозоров» и «Турецких гамбитов». Умение Федора Бондарчука рассказать волнующие человеческие истории и не задавить их эпическими сценами, эффектами и банальной риторикой, что не удается иногда даже таким мэтрам, как Оливер Стоун с его «Александром», сделало «9 роту» несомненным кинособытием. Доказательством тому – небывалый энтузиазм зрителей. Впрочем, убедитесь сами.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте