search
main
0

До свидания, девочки! Тихие зори в Нахимовском училище

В Нахимовском училище событие. Под руководством талантливого режиссера Натальи Викторовны Прозоровой воспитанницы училища поставили спектакль о войне. Девчонки – о войне! Не о высокой любви, не о сложных проблемах в молодежной среде, а о той далекой войне, о которой написано, рассказано и снято множество самых разных произведений. В том числе и о девчонках – снайперах, медсестрах, врачах, летчицах… О решении коллектива Нахимовского театра поставить спектакль по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» я узнал минувшей зимой от капитана 2 ранга Александра Викторовича Сазонова. И стал отговаривать:- Слишком известное произведение… Мастерски сделан фильм… Ювелирная работа актеров… Зрители помнят… Зачем же участникам самодеятельности браться за материал, уже воплощенный в шедевре?

Сазонов улыбнулся глазами, помолчал и, как бывает, когда говорят не договаривая, сказал:- Да мои девушки и не мыслят соревноваться с профессионалами. Им только хочется самим прикоснуться к тому времени…Орлицы Из своего большого опыта работы в школе я знаю, сколь неожиданно и отрадно бывает открытие таланта в среде старшеклассников. Особенно сейчас, когда в массмедиа на первый план все чаще выносятся звук, свет, орущая толпа с полуобнаженными телами. Тем ценнее и важнее для нас становятся такие работы, как спектакль нахимовцев.  Он пленил прежде всего тем, что все исполнительницы главных ролей (а второстепенных здесь нет) понимают, что говорят, о чем думают, их речь слышна в глубине зала. Под руководством педагога Натальи Викторовны Прозоровой они сумели передать непосредственность и целомудренность своих героинь.  В начале спектакля – по прибытии на смертельно опасный объект – девчонки заполняют пространство объекта смехом и весело штурмуют старшину: – А почта где? А библиотека? А банный день? А за ягодами в лес?! С такими девчонками хочется петь, танцевать, веселиться… И защищать их от напасти. Сценический вариант «Зорь» режиссера Прозоровой исследует одну из многочисленных коллизий повести – жертвенность девушек на рубеже жизни и смерти, их мысли и чувства в ту минуту. Эпизоды, как вспышки фотокамеры, фиксируют состояние героинь, позволяют заглянуть в их внутренний мир. Подтверждением тому предлагаемые фотографии, сделанные собственным «корреспондентом» театра.  …Девчата в сапогах и с оружием преодолели болото. Неимоверно устали. Короткий отдых. Лиза Бричкина (Даша Двужильная), закаленная отцом-лесником, с 14 лет помогавшая маме по хозяйству, вносит оживление своим предложением приготовить что-то вкусненькое из сухого пайка. Она запомнится нам – веселая домашняя девушка – звонкой фразой: «Разрешите покухарить» и прелестными напевами.  …Галю Четвертак играет Анастасия Попова. Перед нами возникает образ нежной, робкой девушки, не способной жить без матери. Не один раз она вспоминает маму-врача. Бывает так в жизни: не может жить дочь без матери, сын без отца. А здесь… Еще сложнее. У Гали нет никого. Понимание нелепости войны возрастает и в финальной сцене Риты Осяниной со старшиной Васковым. Раненая, угасая, она признается ему, старшине, как брату, что ночами исчезала проведать сына, которого оставила у своей больной матери. Я видел в зале лица нахимовцев-пятиклассников. Они не шелохнулись, слушая короткую исповедь Риты. Ее сын где-то рядом! Сколько же надо иметь смелости, чтобы ночью, через лес, где немцы, пробираться в город, чтобы взглянуть на сына…  «Вот это мама…» – услышал я шепот одного из мальчишек. Этот тонкий материнский нерв Риты сумела убедительно передать Владислава Казаченко. Такие матери были, есть и будут в России всегда, пока она есть, наша Россия, как собирательный образ Матери-Родины. Следует отметить, что зрительский успех не вскружил голову участникам спектакля. Я был на разборе второго его показа. Радуясь успеху, они тем не менее намерены укрупнить черты характера своих героинь, сделать их еще ярче, умнее, привлекательнее, «чтобы дольше остаться в памяти зрителей после спектакля».Педагог, сценарист, режиссер Беседовать с одаренными, содержательными педагогами, такими как Наталья Викторовна Прозорова, редкое нынче удовольствие. Она умеет видеть раскрывающийся талант и создать приоритетные условия для его развития, имеет крепкий фундамент творческих знаний и практического опыта, чтобы повести способных ребят за собой. Но самое главное – она любит детей. Именно поэтому отделение дополнительного образования Нахимовского училища с его многочисленными секциями и кружками пользуется у воспитанников серьезным авторитетом. Мне приходилось быть свидетелем нескольких творческих встреч нахимовцев с ветеранами в Петербурге, с учеными, хранителями усадьб и музеев, расположенных в различных местах России. Морская тематика, исторические имена и события, интеллектуально обогащающие, программные знания воспитанников – основная цель Натальи Викторовны. Она благодарна каждому педагогу, несущему эстетическое воспитание и просвещение детям. Сегодня занятия со словом чрезвычайно важны для большинства учащихся всех учебных заведений страны. Известно, что плохо, невнятно, скороговоркой или мычанием выражают свои мысли не только школьники: появились с этим пороком директора школ, чиновники и ведущие ряда телепрограмм. Речь становится национальной проблемой. Наталья Викторовна Прозорова старается решать ее на уровне своего училища. Нахимовцы, пришедшие в театральный коллектив, прежде всего начинают заниматься дыханием, голосо-речевым аппаратом, выразительным чтением. Ребята быстро усваивают, что, участвуя в спектаклях, работая над своими голосовыми возможностями, они приобретают багаж для жизни. С первых занятий питомцы запоминают емкое высказывание профессора Куницина: «Речь – визитная карточка личности». Прозоровой накоплен большой опыт, которым она охотно делится со своими коллегами из кадетских корпусов и гимназий. В этом благом деле ей помогает руководство Нахимовского училища, оказывая постоянную поддержку в развитии дополнительного образования. Гордость дочери – моя гордость Беседую с членом родительского комитета училища Еленой Черняк. – Елена Николаевна, Нахимовское училище стало серьезным помощником в обучении и воспитании ваших детей. В стенах училища вырос и стал специалистом ваш сын, сейчас учится дочь. Почему вы избрали для них именно военное довузовское учебное учреждение? – Прежде всего, высокое качество образования, которое дают воспитанникам высококлассные специалисты. Здесь вырабатывается самодисциплина детей по методикам, проверенным временем. Что касается моего сына, то это его выбор. Мы с отцом просто-напросто согласились с его желанием учиться в Нахимовском. О чем никогда не сожалели. А вот дочь… Мы, не сговариваясь с ней, обе заинтересовались информацией о первом в истории училища приеме девочек. Дочь тогда встрепенулась и заявила, что продолжит семейную традицию: «Папа – капитан 1 ранга, брат нахимовец. Я пойду их дорогой».- Что вы скажете о спектакле, как член родительского комитета?- Искусство ведь всегда возвышало, помогало человеку быть лучше. При условии, конечно, что искусство, пусть самодеятельное, устремлено к красоте и подвигу. Спектакль «А зори здесь тихие…» из этого ряда. Я не берусь, не сумею передать тот эмоциональный прием, который был оказан актерам участниками Парада Победы и другими гостями. Это было как в Большом театре. Долгие аплодисменты, восторженные реплики, взаимная благодарность друг другу. ​Андрей БОБЫЛЬКОВ, учитель высшей категории, участник Великой Отечественной войны

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте