Судьба двухсерийного фильма 1972 года «А зори здесь тихие…» сложилась счастливо. Миллионы зрителей, номинация на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», памятный приз на Венецианском кинофестивале, первое место на Всесоюзном кинофестивале, Государственная премия режиссеру Станиславу Ростоцкому, автору повести и сценария Борису Васильеву и исполнителю главной роли Андрею Мартынову. Сможет ли новая экранизация «Зорь…», выходящая на российские киноэкраны в канун празднования 70-летия Великой Победы, повторить этот успех?
Хочется верить, что сможет, ибо все при нем: крепкий, без натяжек, бережный по отношению к литературному первоисточнику сценарий Юрия Короткова, не менее крепкая и очень честная режиссура Рената Давлетьярова, блестящая, что называется, на грани актерская игра Петра Федорова в роли старшины Васкова и его пятерых «непьющих бойцов». У исполнительниц главных девичьих ролей за плечами разный творческий багаж, но каждая из них – удачное приобретение для фильма, абсолютное попадание в образ. И Кристина Асмус, сыгравшая трогательную в своей нерешительности Галю Четвертак, и делающая первые, но весьма уверенные шаги в кино Софья Лебедева в роли крестьянской дочки Лизы Бричкиной. В кадре Лебедева не менее профессиональна и убедительна, чем ее по-настоящему звездные коллеги: Анастасия Микульчина (Рита Осянина), на чьем счету уже почти два десятка киноработ, в том числе принесшая ей всенародную популярность роль Софьи Блювштейн в сериале «Сонька Золотая Ручка», и Агния Кузнецова (Соня Гурвич), снимавшаяся у Алексея Балабанова и Валерии Гай Германики и наконец-то получившая возможность избавиться от амплуа вечного enfant terrible. Роль Жени Комельковой – первая большая работа в кино начинающей актрисы Евгении Малаховой. Возможно, ей не хватило задора и оптимизма героини, сыгранной когда-то Ольгой Остроумовой, зато образ получился более нежным и пронзительным.Новые «Зори…» – это тот редкий случай, когда «развинчивать» картину на запчасти, делить на сцены, линии и эпизоды, пытаясь выяснить, а как это сделано, а за счет чего столь неожиданный эффект, не хочется вовсе. И «ловить блох», выискивая огрехи: мол, а почему это у вас девочки такие чистенькие, свеженькие, прямо глянцевые, гримеру бы на вид поставить, больно уж в глаза его работа бросается, тоже не хочется. Бросается, и бог с ним, через пять минут об этом забываешь. А вот о чем лучше побеспокоиться, так это о собственном макияже: к концу картины от него скорее всего ничего не останется, весь со слезами сойдет, к этому надо быть готовым.Наверное, нет смысла напоминать старшему поколению зрителей сюжетную канву «Зорь…». Вещь это хрестоматийная, трагическая судьба пяти девочек-зенитчиц, отправленных летом 1942 года в карельские леса ловить двух немецких диверсантов и нарвавшихся в итоге на целый отряд стальных эсэсовцев, была известна каждому из нас лучше истории собственной семьи. А нынешнему юному зрителю, для которого, собственно, команда Давлетьярова и снимала свое кино, не стоит портить впечатление от первого знакомства с этой историей пересказом ее краткого содержания. Ведь большинство из них скорее всего повесть Васильева не читали, а значит, и финал им неведом. Пусть до последнего надеются, что кто-то из девчонок да выживет. В голливудских-то фильмах кому-то из главных героев всегда везет, это незыблемый закон. Да вот только «Зори…», несмотря на всю свою внешнюю эффектность, не голливудский фильм. И в данном случае это комплимент. Потому что помимо формы в картине есть присущее лучшим образцам русского классического кино содержание и настроение: трагизм и щемящая пронзительность, эмоциональная напряженность, свет и чистота. И хороший, не картонный, какой-то очень правильный патриотизм: «За спиной у нас Россия. Значит, Родина, проще говоря…» И это при том, что если вчитаться в Васильева повнимательнее, между строк, и проследить довоенную судьбу девочек-зенитчиц, станет понятно, что особенно благодарить Родину им, собственно, и не за что. Но они не злопамятны. Герои не бывают злопамятными, проще говоря…
Комментарии