Команда российских школьников вернулась из бразильского города Сан-Паулу с необычной международной олимпиады. Во-первых, в ней могли участвовать только юниоры – ребята, которым к моменту окончания олимпиады еще не исполнилось шестнадцати лет. Во-вторых, международные школьные олимпиады проводятся по отдельным предметам, а на этой дают задания одновременно по физике, химии и биологии. Ведь самые интересные открытия сейчас происходят на стыке наук.
Соревнование проводилось в третий раз. Раньше команду юниоров отбирали из победителей Всероссийской физической олимпиады. Потому что, как объясняют тренеры команды, физика – самый сложный раздел естествознания. Удобнее всего взять подростка, который уже углубленно изучает эту науку, и «подтянуть» его, если надо, по химии и биологии. Но в этот раз пошли на исключение: одним из членов юниорской команды стал москвич Андрей Богородский, призер Всероссийской олимпиады по химии. Остальные пятеро – дипломанты первой и второй степени Всероссийской олимпиады по физике: петербуржцы Андрей Алпеев и Павел Буслаев, Дмитрий Шульчевский (Москва), Александр Михайлов из Челябинска и Иван Толстов из Вологды. Всем по пятнадцать лет, все десятиклассники.
Российскую команду тренируют на базе Московского физико-технического института – там же, где готовят ребят к международным предметным олимпиадам по физике и математике. Преподаватели МФТИ хорошо знают, где у наших школьников слабые места: у них небольшой опыт экспериментальной работы в лаборатории и нет навыков грамотного представления полученных результатов.
– Ведь как сейчас во многих школах дело обстоит, – говорит доцент Физтеха Валерий Слободянин, тренер по физике, – в лучшем случае учитель сам проводит опыт перед доской, а ученикам остается только наблюдать за ним. Поэтому на сборах (одни проходят летом, вторые – перед самым вылетом на олимпиаду) мы уделяем много внимания подготовке к экспериментальному туру. Ребята многому учатся вообще с нуля: считать ошибки эксперимента, строить графики… Некоторые приборы они впервые видят только здесь, например транспиратор, «pH-метр» – электроприбор для измерения кислотности.
В этот раз на сборах пришлось отработать еще одно новшество. Тренеры уже знали, что на этой олимпиаде на экспериментальном туре ребятам придется работать не индивидуально, как раньше, а группами по три человека.
– В принципе это правильно, – говорит Слободянин. – Ведь и в реальной научной жизни эксперимент, как правило, выполняется коллективно. На сборах мы отрепетировали эту ситуацию, научили ребят распределять между собою нагрузку: один выполняет эксперимент, другой пишет отчет, третий строит графики… В результате на экспериментальном туре наши школьники выступили очень неплохо.
Всего на юниорской олимпиаде три тура – тестовый, теоретический и экспериментальный. На каждом должны даваться вопросы по всем трем разделам естествознания. С химической и биологической частями ребята справились очень успешно – спасибо тренерам Игорю Киселеву и Елене Снигиревой. А вот физика оказалась сложнее всего.
Может быть, потому, что вопросы выходили далеко за рамки того, что должны знать наши школьники к пятнадцати годам. На международных школьных олимпиадах руководителям команд всегда приходится вести долгие переговоры, чтобы исключить такие вопросы. Но от задачи на фотоэффект, который школьники изучают только в конце одиннадцатого класса, избавиться не удалось.
В личном первенстве Иван Толстов и Александр Михайлов завоевали золотые медали. У Ивана Толстова третий абсолютный результат – его смогли обогнать только два человека на несколько десятых балла. Как шутит Валерий Слободянин, это разница «в пределах ошибки эксперимента». Остальные члены команды получили серебряные медали, причем Андрей Алпеев и Андрей Богородский заслужили «серебро» самой высокой пробы. Конкуренция в этом году была очень острая. Только десять команд получили по шесть медалей в индивидуальном первенстве.
Стоит еще кое-что сказать про подготовку наших ребят к олимпиаде. Долгое время преподаватели МФТИ, тренеры команд, жаловались, что в Физтехе нет специальной лаборатории для занятий со школьниками на сборах. Наконец-то лед тронулся, и в одном из корпусов МФТИ оборудовали Лабораторию по работе с одаренными детьми. Однако тренеры не устают напоминать, что внимания к работе со школьниками много не бывает и что на достигнутом останавливаться нельзя.
Комментарии