Дистанционная форма получения образования успешно применяется в Петрозаводском государственном университете. Крупнейший вуз Северо-Запада насчитывает почти 19 тысяч студентов дневного и заочного отделений вместе с филиалами.
Для Карелии, – рассказывает Наталья Сократовна Рузанова, проректор по информатизации, доцент ПетрГУ, – дистанционное обучение актуально. Связано это с тем, что на большой территории республики – около 180 тысяч квадратных километров – проживает 750 тысяч населения. Причем одна треть – это жители Петрозаводска. Чем ближе к Северу, тем меньше у нас школ, тем доступность высшего образования меньше. В университет каждый год приезжают поступать абитуриенты со всех районов республики. Отучившись в Петрозаводске пять лет, выпускники редко возвращаются домой. Они стараются найти престижную работу, остаться в городе. Но благосостояние всего региона зависит от того, как будут развиваться отдаленные районы республики. На дистанционное обучение мы смотрим как на возможность ликвидировать информационный вакуум. Не только дать возможность получить высшее образование, но и дополнительное. Это важно, потому что люди, получив образование дома, остаются в своих деревнях, поселках, городах. Если посмотреть на возможности интернета глобальнее, то благодаря Сети можно предоставлять дистанционные консультации при решении проблем, информацию для развития личности. К тому же это еще очень эффективно и экономически выгодно.
Республиканский Центр новых информационных технологий был организован на базе университета более пятнадцати лет назад. Кстати, интернет в Карелии появился в 1993 году благодаря близкому соседству с Финляндией. Это была медленная связь, но и она подходила для освоения Сети. С рождением рунета началась глобальная работа. Одним из первых ПетрГУ создал собственный сайт и сайт органов власти Республики Карелия. Но деятельность Центра этим не ограничивалась. Так, с 1998 года на факультете информатики и прикладной математики часть курсов учебного процесса создавалась и апробировалась дистанционно, в том числе в Кольском филиале ПетрГУ – город Апатиты Мурманской области. Конечно, работа по дистанционному образовательному процессу с использованием интернета ориентировалась на современные международные технические программы и интеграцию в единое мировое образовательное пространство. При этом специалисты ПетрГУ опирались на имеющийся в университете, а также в российских и зарубежных вузах-партнерах в области открытого образования опыт широкого использования интернет-технологий сетевого дистанционного обучения на всех уровнях образования.
– В университете создана и устойчиво развивается система дистанционного обучения на основе лицензионной программной среды WebCT, – рассказывает Алла Николаевна Корякина, руководитель лаборатории дистанционного образования и РЦНИТ ПетрГУ. – С точки зрения большинства исследователей, например сотрудников Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета, к числу достоинств WebCT можно отнести большой набор средств коммуникации преподавателя и студента, развитую систему тестирования, к числу недостатков – отсутствие полноценной русской версии этого программного продукта. Для решения этой ключевой проблемы в июле 2003 года университет заключил авторизованное соглашение с американской компанией WebCT Inc. на локализацию WebCT для русскоязычных пользователей. В мае 2004 года специалисты ПетрГУ успешно завершили создание плагина русского языка.
Дистанционное обучение активно развивается в вузе с 2000 года, именно тогда и появилась программа WebCT. Она позволяет работать со всем массивом информации, необходимым для обучения. Алла Николаевна не только рассказала, но и показала, как WebCT работает. Оказалось, что за непривычным названием скрываются хорошо знакомые студентам лекции преподавателей, тесты для самоконтроля, журнал с оценками и почта для консультаций. Любой из учебных курсов содержит также методические материалы и доступен в виде CD-версии.
– В настоящее время, – продолжает Алла Корякина, – заканчивается наиболее трудоемкая часть работы – разработка и подготовка в электронном виде иллюстраций, схем, графических заставок, анимационных заставок, слайдовых мультимедийных презентаций, кадров видеоряда, видеообращений авторов курсов. Преподаватели кафедр информатики и математического обеспечения, прикладной математики и кибернетики, математического моделирования – авторы курсов вырабатывают рекомендации по расширенному применению созданных образовательных ресурсов в системе открытого образования. Кстати, самым первым испытать такой способ обучения скорее всего придется студентам групп заочного отделения математического факультета ПетрГУ специальности «Информационные системы и технологии» Костомукшского филиала университета. Кроме того, экспертную оценку сетевой версии и возможности ее использования в режиме удаленного доступа другими вузами дадут специалисты Архангельского государственного технического университета и Центра дистанционного образования Нежинского государственного педагогического университета имени Николая Гоголя Украины.
Развитие дистанционного обучения не обходится без трудностей. Сложно бывает убедить профессорско-преподавательский состав в целесообразности такого подхода. И тут помимо своих профессиональных обязанностей сотрудникам РЦНИТ приходится быть еще и дипломатами. Для того чтобы преподаватели понимали всю важность этой работы, в университете постоянно проходят курсы повышения квалификации и всевозможные конкурсы. Именно благодаря им негативное отношение к дистанционному образованию было изменено в лучшую сторону.
– После приема программы на определенном факультете мы улаживаем все юридические дела, – рассказывает Алла Николаевна. – Авторское право остается за преподавателем, а имущественное – переходит университету. Сегодня важно работать в этой сфере еще и потому, что у вуза развита сеть филиалов – в Костомукше, Сортавала, Апатитах, Беломорске. Каждый день ездить туда за несколько сотен километров преподаватель не может. Получалось, что он читал курс частями – за неделю, предположим, половину, спустя месяц-полтора еще половину. Но дистанционное обучение позволяет учиться студентам самостоятельно в любое удобное для них время темпами, которые им подходят. На освоение материала и выполнение тестов преподаватель, конечно, отводит определенное количество дней, недель. Студенты могут обратиться к нему за консультацией по электронной почте. Кроме того, в видеостудии ПетрГУ возможно общение в режиме реального времени. Преподаватель будет читать лекцию или вести консультацию в Петрозаводске, а студенты в аудитории другого города писать конспект так, как будто бы лекция идет самым обычным образом. Очень распространена предварительная запись занятия. Она позволяет использовать этот учебный материал в момент, когда это предусмотрено учебным планом.
При подготовке курса дистанционного обучения необходимо учитывать особенности каждой дисциплины. Некоторые технические предметы, к примеру теоретическая механика и высшая математика, не меняются годами. И тут важно, чтобы преподаватель продемонстрировал свой подход к предмету, передал знания и заинтересовал студентов. Сделать это можно, логично и правильно составив программу, снабдив ее качественным наглядным материалом. Все это требует много времени, сил и консультаций для самого преподавателя. Такую деятельность руководство ПетрГУ поощряет финансовой помощью. К тому же в профессиональном смысле, создатель ресурса приобретает навыки, без которых в XXI веке конкуренции не выдержать.
В дальнейшем, по мнению Аллы Николаевны Корякиной, руководителя лаборатории дистанционного образования и РЦНИТ ПетрГУ, ресурсы будут использованы прежде всего в системе высшего и дополнительного профессионального образования математического и физико-технического факультетов, факультета повышения квалификации университета, Учебного центра информационных технологий РЦНИТ, Карельского регионального института управления, экономики и права ПетрГУ при правительстве Республики Карелия, в консорциуме Северо-Европейского открытого университета при разработке и реализации совместных программ подготовки специалистов в области информатики с российскими и зарубежными вузами, такими, как университеты Хельсинки, Оулу, Йоэнссу (Финляндия), Калифорнийский политехнический университет (США).
Пока в Петрозаводском государственном университете используются только элементы дистанционного обучения. Оно позволяет упростить обучение в филиалах, открывает дополнительные возможности для студентов университета, которые находятся на стажировках в других странах. Но уже сейчас понятно, что это направление работы республиканского Центра новых информационных технологий будет развиваться быстрыми темпами. Об этом свидетельствует и Программа развития университета на 2005-2010 годы. Ректор Виктор Васильев на обсуждении этого документа сказал о том, что дистанционному образованию в ПетрГУ быть.
Петрозаводск, Карелия
Комментарии