После публикации «Ремонт под контролем» в «УГ» №27 от 4 июля я как автор материала получила несколько вопросов от читателей, в разной степени затрагивающих эту тему. На один из них есть возможность ответить сразу. Родители учеников спрашивают, может ли случиться так, что их школе, которая требует ремонта, денег на его проведение не достанется? Как вообще проходит отбор и, самое интересное, как делятся деньги?
Спрашивали – отвечаем. Отбор проводят региональные органы управления образованием, они в конечном итоге определяют, сколько и на какие школы подавать заявки. Но тут все непросто: один регион может заявить пятьдесят или даже сто школ, а другой – только десять-пятнадцать. И то и другое правильно, просто во втором случае вся необходимая документация собирается тщательно и кропотливо, чтобы наверняка, а в первом – тоже, наверное, с пристрастием, но еще и с ясным понимаем, что деньги достанутся не всем.
О том, как конкретно распределяются средства, во время июньского воронежского форума, о котором шла речь в упомянутой выше статье, рассказал по видеосвязи директор федерального государственного бюджетного учреждения «Школа-2025» Олег Клочков. По его словам, на уровне Правительства РФ было принято принципиальное решение о том, что никакого «уменьшающего коэффициента» не будет. То есть сколько нужно школе для ремонта по проектно-сметной документации, столько и дадут, вычтя при этом долю регионального софинансирования. Также еще будет заложена определенная сумма на оборудование. При этом регионы не ограничивают по количеству объектов, которые они подают в заявке. Главное, чтобы по каждому объекту была подготовлена проектно-сметная документация. Когда объекты отобраны, то с учетом зарезервированной суммы (48 миллиардов рублей, таков остаток на 2024‑2025 годы, и 66,8 миллиарда на 2026 год) все регионы-субъекты выстраиваются по рейтингу. Он зависит от количества зданий, в которых требуется капитальный ремонт, от общего количества зданий субъекта. А далее средства выделяются на первый объект первого субъекта, потом первый объект второго, так проходит весь круг по всем субъектам, затем идут второй круг, третий, и, когда средства, определенные федеральным бюджетом, заканчиваются, распределение останавливается.
Как формируется рейтинг? Субъекты все разные, в одном территория большая, жителей много, школ тоже, а в другом наоборот. Поэтому берутся общая статистика количества зданий в регионе и количество зданий, требующих капитального ремонта, второе делится на первое, и так высчитывается доля школ, требующих капремонта, в конкретном субъекте. Причем, как уточнил Олег Клочков, количество зданий, требующих ремонта, выявляется из статистики по региону, а не из того количества объектов, которые регион представляет и подает в заявках. Как правило, вверху рейтинга оказывается Алтайский край, потому что у него количество зданий, требующих капремонта, в общем количестве зданий преобладает. Чем более ветхий фонд, тем больше вероятность, что регион стоит одним из первых в рейтинге. И у него в итоге образуется возможность получить средств на одну-две школы больше, но в целом каждый субъект должен получить средства на ремонт 10‑15 школ. Таковы приблизительные расчеты.
На второй вопрос, с которым обратились жители Липецкой области, ответ пока не получен, и его вполне справедливо было бы назвать проблемой, а не просто вопросом. Любовь Комлик, руководитель штаба общественного контроля Липецкой области и председатель Родительской ассоциации города Ельца (входит в состав Всероссийской родительской ассоциации), рассказала, что в 2022 году в регионе были капитально отремонтированы 32 образовательные организации. Школу села Становое и лицей №5 города Ельца не просто привели в порядок, а реконструировали по федеральному проекту «Модернизация школьных систем образования».
– У нас на этапе капремонта не обошлось без сложностей, – поясняет Любовь Юрьевна, – потому что в Ельце школа 1978 года постройки, от нее оставили только стены. А сейчас это абсолютно обновленный объект – лицей №5. Мы на этой стройке практически жили. Зато теперь знаем, что надо проверять до каждого винтика! Было много сложностей, особенно с финансированием, потому что в один момент все подорожало в связи с изменившейся ситуацией в стране. Но наш мэр Евгений Боровских очень помог, губернатор Игорь Артамонов его услышал. У нас получилось так, что Минпросвещения выделило на ремонт 142 миллиона рублей, а губернатор добавил потом еще 70 миллионов. А на Становлянскую школу было выделено 140 миллионов, плюс губернатор добавил еще 101 миллион. Школы преобразились полностью! Родители с самого начала участвовали в обсуждении, какой должна быть итоговая расцветка каждой школы, как должна выглядеть пришкольная территория – дорожки, лавочки, спортплощадки. Нигде в школах не было охраны, а теперь в наших школах везде сделаны пункты пропуска. Мы сами, родители, написали письмо и в Государственную Думу, и в нашу областную Думу, чтобы были выделены средства на оборудование пунктов пропуска, чтобы везде была охрана. В выборе цвета и дизайна участвовали не только взрослые, но и дети, фактически каждый класс участвовал. Они предлагали свои проекты, какими хотят видеть классные кабинеты, столовую, библиотеку, спортивный зал. Затем мы все обобщили и составили свои заявки. Даже возникла одна общая идея, чтобы при оформлении учитывались традиции родного края. Например, Елец известен своими кружевами, и в отделке школы мотивы кружев активно использованы. Становлянская школа вся в сиреневых тонах, потому что недалеко от Станового есть опытная станция по выращиванию сирени. Мы стараемся, чтобы школы не только отличались друг от друга, но и сразу становилось понятно, что характерно для данной местности или района. Также во все кабинеты закуплено новое оборудование – проекторы, интерактивные доски, новая мебель, причем очень хорошая.
И вроде бы все прекрасно, как говорят родители, если бы не одно «но». В пятом лицее, рассчитанном на 800 учеников, их сейчас 1260. Ребята продолжают учиться в две смены. Пока был ремонт, лицеисты занимались в восьми школах города и преданно ждали открытия своей. Вернулись в отремонтированную школу, где все так замечательно, красиво, современно… вот только учиться приходится опять в две смены. Причем проблему обсуждают уже 10 лет, и проект новой пристройки давно готов, но, вот досада, деньги выделялись на ремонт здания, а не на возведение новой пристройки! Родители опасаются, что, когда наконец решат строить, надо будет делать новый проект, а это опять дополнительные траты, причем немалые.
Поэтому вопрос к руководителям и организаторам федеральных программ по модернизации школьных систем образования и капитальному ремонту школ у родителей следующий: почему не расширить программу капремонта и не включить в нее возведение школьных пристроек? Для очень-очень многих школ страны они важны не меньше капитального ремонта, потому что от них тоже зависят качество образования и здоровье наших детей.
Татьяна МАСЛИКОВА, Воронеж
Комментарии