Ну, откровенно говоря, в игрушки мы играем всю жизнь! Просто каждому возрасту свои игрушки! Это забавно, но не все так просто. Будем разбираться!
В раннем возрасте для детей актуальна процессуальная игра, и мы используем соответствующие игрушки: дидактические, сенсорные, развивающие и развлекающие. Ребенок исследует и изучает окружающий мир, его свойства.
В младшем дошкольном возрасте добавляется сюжетно-ролевая игра. Эта игра направлена не только на исследование, но и на приобретение уже личного опыта. Ассортимент и назначение игрушек расширяются. С переходом в средний, а затем в старший дошкольный возраст развивается и совершенствуется качество игры: она становится сложнее, начинает содержать больше элементов, иметь более сложный сюжет.
А дальше младший школьный возраст. Ведущей деятельностью становится обучение. Но игрушки сохраняют свое «владение» ребенком. Уже не в таком объеме, как в дошкольном возрасте, но все же младшие школьники с удовольствием играют. Постепенно игрушки сменяются играми! Разными: подвижными, интеллектуальными, логическими и прочими. И вот в этот момент игрушки начинают утрачивать свою значимость для детей. Но! На смену одним приходят другие, более взрослые игрушки и игры. И они тоже могут быть разнообразными, развивать не только способности и умения, но и различные личностные качества.
На смену предыдущему периоду приходит средний школьный, или так называемый переходный, возраст. В этом возрасте приоритетными становятся общение со сверстниками, выстраивание личных отношений. И, наверное, это первый период, когда дети теряют интерес к игрушкам. Но тем не менее они все равно сохраняются в их жизни! Любимые мишка, машинка, или что-то еще… всегда имеются «в арсенале» подростков. А также всевозможные подростковые игрушки – спинеры, приставки, разные гаджеты. Это ведь тоже, по сути, игрушки.
И вот подросток становится старше, трудности возраста позади. Взрослый человек! Но и здесь есть свои игрушки. Их не так много, как раньше, но они есть! Просто они становятся тоже более взрослыми!
Ну и, наконец, мы, взрослые! А разве мы не играем в игрушки? Да, эти игрушки не имеют характерного вида игрушек, но при этом не меняется их суть. Кто-то клеит и собирает модельки машин, кораблей и т. п., кто-то играет в «стрелялки», в пейнтбол, кто-то гоняет на электро- и бензиновых машинках, устраивая целые ралли или создавая непроходимые трассы… И таких примеров можно привести множество. Конечно, это уже больше хобби, чем игра, но все же это игрушки.
Игрушки нужны всем и всегда! В любом возрасте! Они меняют вид, меняется их значимость! Но не меняется их назначение – играть! Для кого-то это обучение, а для кого-то это возврат в детство, в тот искренний восторг, который переживает каждый ребенок, играя в игрушки!
Анна ФИЛАТОВА, педагог-психолог школы №2033
Комментарии