Удачные методические находки для любого предметника ≈ на вес золота. Тем более для преподавателя иностранного языка общеобразовательной, неспециальной школы, у которого не так много времени на то, чтобы научить ребят языку. О том, чтобы дети полюбили предмет, многие педагоги даже не мечтают. И вот бедный учитель массовой школы ломает голову, стараясь соединить в заданиях занимательность с полезностью.
А между тем все гениальное просто. Выход – говорить о том, что интересно детям, о том, с чем они знакомятся на других уроках. Такой междисциплинарный подход взяли за основу авторы учебного курса для изучающих английский язык российских школьников от 8-9 до 14 лет “Cambridge English for Schools in Russia” Эндрю Литтлджон и Диана Хикс (книга – совместный проект издательств “Cambridge university press” и “Дрофа”). К примеру, разговор о планете Земля связан не только с изучением тех или иных лингвистических единиц, грамматических правил, диалогов и текстов, но и фактов из географии ≈ Солнечная система, Луна, приливы и отливы, физики ≈ ребятам напоминают, на каких принципах работает ракета, музыки ≈ звучат произведения Холста. Межпредметные связи вполне логичны. Вот, например, как “встроен” предмет ОБЖ в тему “Living history”: сравниваются опасности, которые угрожали пещерному человеку, и неприятности, которые встречаются нам сегодня. В этой же теме ≈ отсылы к истории: рассказ о жизни пещерной девочки, заметки о пещерных охотниках и наскальной живописи. Есть даже лента времени, на которой прослеживаются события, происходившие в период от 100 тысяч до 10 тысяч лет назад.
Лингвистические особенности учебника связаны с тем, что книга эта создана специально для российских школ. В книге для учителя, которую авторы курса писали совместно с нашим, отечественным специалистом Ольгой Виноградовой, учтены специфические трудности, с которыми сталкивается русскоговорящий ученик. Так, рекомендуется, объясняя притяжательные местоимения, обратить особое внимание школьников: русское “его” может переводиться как “its”, а может – как “his”. А затем вместе с ребятами дать подробное объяснение, с какими существительными эти “путаные” местоимения употребляются.
Не станем подробно останавливаться на всех прелестях этой книги. Тема материала ≈ методические находки. Вот о них мы и поговорим. Тем более что методическая копилка в учебнике роскошная. Ни дать ни взять – волшебная скатерть-самобранка.
Сам себе преподаватель. Лучший способ спровоцировать интерес к упражнению ≈ предоставить свободу действий. Например, ребенку разрешается самому выбрать вариант задания. В заключение темы “Climates of the world” ученик может написать стихи о том, какая погода в его широтах, используя в качестве образца такую симпатичную “запевку”:
Where I live it▓s always hot and dry.
The days are long and the sun is bright.
Нет поэтического дара? Придумай плакат с инструкцией, как действовать человеку, который а) тонет, б) попал в ураган, в) застигнут снежной бурей. Ну а если не нравятся оба задания, придумай свое: “Do it yourself!” Если говорить точнее, в данном случае ребенку предлагается двойной выбор. Он избирает не только задание, но и компанию, в которой желает это задание выполнять. Можно работать в группе, можно в паре с товарищем или одному.
Другой вид самостоятельной работы ≈ самоконтроль. Так, изучая местоимения “some” и “any”, ребенок должен самостоятельно сформулировать правило, в каких случаях эти местоимения употребляются, а затем сравнить с “эталоном”, который дает учитель.
Но самое интересное задание ≈ составление собственных тестов, которые делаются не только ради отметки. Эти тесты будут опробованы на одноклассниках! Работа над собственным тестом строится так. Создается небольшая группа. Ребята тщательно повторяют несколько глав, просматривают в качестве примера тест из учебника, и затем каждый берется подготовить свою часть контрольной. Первый придумывает кроссворд и предложения с пропусками для проверки знания лексики. Второй ≈ правдивые и ложные предложения для отработки фактуры темы. Третий описывает или рисует ситуацию, которую можно обсудить. Четвертый создает воображаемую страничку из дневника как повод для разговора о том, что мы должны делать для разрешения проблемы, о которой идет речь в данной теме. Созданный тест необходимо проверить, написать ответы, дать просмотреть учителю. И можно пускать в дело.
Поработай на общество. Особый вид самостоятельной работы школьников называется “Коробка с упражнениями”. Такая коробка создается одна на класс, хранится в кабинете английского языка, в идеале используется каждый урок. Ребята периодически пополняют коробку заданиями, причем на обратной стороне карточки надо обязательно писать ответы на вопросы. В качестве образца самопальных упражнений авторы учебника предлагают “Лист идей”. Здесь ученик находит на первый взгляд не слишком сложные задания: “Put the words in the right order”, “Fill in the missing words”, “Answer the questions”, “Match the words with the pictures or the meaning”. Но как тяжело, оказывается, составлять эти задания. Гораздо труднее, чем выполнять!
Конечно, “Exercise box” не только пополняется карточками. Упражнения “идут в дело”, когда ребята доходят до раздела учебника, озаглавленного “Time to spare?”, или когда кто-то из учеников закончил работу раньше других и ему нечего делать. Это прекрасный ресурс для итоговых контрольных работ, а также тренинга во время работы над ошибками.
Авторы курса советуют: преподаватель может добавлять в коробку свои задания, а также разделить хранилище ценных идей на сектора в соответствии с главами учебника.
Вам посылочка! “Parcel of English” ≈ это специальная акция, продуманная и организованная издательством “Cambridge University Press”. Идея проста ≈ дать возможность школьникам и учителям из разных стран больше узнать друг о друге. Класс превращается в рабочую группу, которая создает письменный рассказ о своем классе, своей школе и своем городе, украшает текст фотографиями, картинками и любым другим иллюстративным материалом. А затем шлет посылочку друзьям по переписке. Найти таких друзей просто. Достаточно заполнить карточку, образец которой дан в учебнике, выслать ее в Кембридж, где вашу группу зарегистрируют, и затем получить адрес школы, которая ждет от вас послание.
Работа над “Parcel of English” займет не один урок, зато будут задействованы сразу несколько видов деятельности ≈ чтение, письмо, групповая работа, а также “Monitoring and guiding”. Начинается проект с домашнего задания ≈ принести фотографии родного города, школы и собственные портреты. Заготавливаются также бумага, клей и прочие канцелярские принадлежности. Затем каждый ученик пишет короткий рассказ о себе на листочке 10 на 10 см. Листочки попадают на большой лист формата А4 (по шесть на каждый). Тексты о классе, школе и городе ребята создают в группах. Вот какой коллаж предлагается создать, например, о городе: карта, план города, открытки с видами, расписание автобусов, меню из ресторана, объявления в местной газете, рецепты национальных блюд.
Остается упаковать всю эту красоту в ящик, отнести на почту и ждать ответного жеста из Великобритании!
Оксана РОДИОНОВА
Комментарии