…Первыми после торжественного перерезания красной ленточки вошли в музей одиннадцатиклассники – именно они готовили экспозицию. Они же в этот день и провели первые экскурсии для гостей и учеников 2-й школы – всего около двадцати!
В Пушкинском музее небольшого Карельского города Костомукша пока нет раритетов: на стендах, в застекленных витринах – репродукции портретов поэта, его друзей и любимых, копии автографов, книги и альбомы, фотографии из жизни школы, уже два года носящей имя Пушкина. В первый же день в музее появился живописный портрет поэта – известный художник Виталий Добрынин подарил этюд “Пушкин в Михайловском. Директора школ города, работники библиотек, представители Музея образования Карелии дарили книги – о жизни и творчестве Пушкина, о русской культуре.
Самую первую экскурсию – о южной ссылке поэта – провела Катя Жук. Ее слова, это чувствовалось, не были педантично заучены, они шли из самой души. Потом мы разговорились. Катя, современно одетая школьница, подвела меня к одной из витрин и на фотографии, запечатлевшей момент Пушкинского фестиваля, показала барышню в длинном белом платье по моде позапрошлого века: “Это я!”
– Мне хочется изучать творчество Пушкина, это будет увлечением моей жизни, – призналась Катя, которую родители прочат в юристы. В этот день в школе все напоминало о поэте. Даже за спиной у вахтера я заметила стенгазету с прекрасными ликами возлюбленных нашего гения! Впрочем, им мало уступали в красоте юные дамы в длинных платьях, которые в этот день задумчиво бродили по школьным коридорам.
А начался Лицейский день с пушкинских уроков: на математике, к примеру, в условиях задачек вместо метров значились аршины, вместо автомобилей – телеги. В рекреациях проходили праздники учеников пятых и седьмых классов с конкурсами, викторинами. Невозможно было не задержаться у стенных газет, рассказывающих о космической философии поэта или о его родословной с точки зрения генетики. С моноспектаклем “Моцарт и Сальери” приехал в школу народный артист Карелии Николай Королев – и остался доволен зрителями.
Небольшой концерт в актовом зале школы тоже не походил на традиционное “детское” мероприятие. Если песня – то в собственном исполнении, да еще и написанная своими композитором и поэтом. Если стихи – то прочитанные не записным чтецом, а тем, кто сам этого захотел. Если русский танец, то уж поставлен своим хореографом.
В такой атмосфере и официальные гости говорили просто, человечно. “Приятно еще раз встретиться с вами”, – это заместитель генерального директора комбината “Карельский окатыш”. “С праздничком!” – это шефы из рудоуправления. Они подарили музею телевизор и видеомагнитофон, оплатили поездку группы ребят на праздник в Пушкинские Горы. А глава самоуправления Костомукши Владимир Мамонтов – дело прошлое! – признался:
– Когда школе присвоили имя Пушкина, было опасение, что это сделано формально. Не надеялись, что вы сумеете достичь таких высот.
Директор Лариса Дмитриевна Молчанова не скрывала, что присвоение школе имени Пушкина было для коллектива подарком, на который не надеялись. К тому времени другие учебные заведения, став гимназиями и лицеями, ушли в отрыв. Нужно было искать свою нишу. Новый статус позволил создать образовательную программу школы имени Пушкина с этнокультурным русским компонентом. Но не все так просто.
– Нетрудно придумать перечень новых предметов, но нужно глубокое программное обеспечение, – говорит Лариса Дмитриевна. – Мы пока в начале пути…
Лариса Дмитриевна стала инициатором создания Союза пушкинских школ, о котором уже писала “Учительская газета”. Напомню, что два года назад Министерство образования и по делам молодежи Карелии объявило конкурс среди школ республики на право носить имя Пушкина. Победили три – в Петрозаводске, Кондопоге и Костомукше. Уже появилась первая традиция – на весенних каникулах в одной из школ проводится Пушкинский фестиваль. На последний приезжали гости из Тартуской гимназии имени Пушкина, которые после этого загорелись желанием провести такой фестиваль в 2003 году у себя.
…Один из гостей громко удивлялся: “Ваша школа отличается от других – все дети здороваются!” Другой гость – директор Музея образования Карелии Василий Кондратьев – отметил другое: “Порадовало, что все дети хорошо говорят по-русски. Пушкинский дух жив!” А меня поразили отсутствие командных интонаций у учителей и их отношения с учениками: дружеские, но без панибратства. И еще – школьная библиотека с продуманным собранием книг. Лариса Дмитриевна, сама библиоман и книгочей, ни разу не сказала заведующей библиотекой Людмиле Николаевне, что нет денег на нужные книги.
На прощание не могла не спросить, пишут ли дети стихи. Пишут и даже задумали выпускать рукописный литературный журнал.
Пушкинский дух жив.
Наталья МЕШКОВА
Костомукша,
Карелия
Комментарии