«Круглый стол образовательных политиков» итожит все конкурсные испытания «Учителя года России». До финиша каждому из пятерки победителей всего лишь час. За это время жюри принимает решение, кто же станет абсолютным победителем и обладателем Большого Хрустального пеликана, оценивая прежде всего личную позицию конкурсантов, понимание ими тенденций развития образования, нестандартность суждений, коммуникационную и языковую культуру.
3 октября дискуссию о политике в сфере образования вели как раз в том ведомстве, где она формируется на государственном уровне, – в Минобрнауки России, в Москве, на Тверской, 11. В качестве судей выступало разновозрастное сообщество. Детское жюри представляли ученики московских лицея №1535 и гимназии №1520 имени Капцовых. Баллы в ведомостях ставили также родители и педагоги-конкурсанты, не попавшие во второй и третий, очные, туры. И, конечно, члены Большого экспертного жюри под председательством ректора МГУ Виктора Садовничего.Согласно порядку проведения заключительного этапа конкурса участие в круглом столе принимает министр образования и науки России. Баллы министру не полагаются, а вот его комментарии приветствуются. Именно поэтому наряду с пятеркой победителей на вопросы ведущего отвечала Ольга Васильева. По сложившейся на конкурсе традиции вел круглый стол главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец.«Качество образования. Как его измерить?» – объявляя тему дискуссии, Петр Положевец обозначил проблемное поле:- Каждый учитель должен понимать, что такое качество образования. Кем, с помощью какого инструментария, в каких формах и масштабах ведется оценивание и, главное, каким образом результаты этой оценки могут повлиять на совершенствование его профессионального мастерства. Четкое представление о способах и особенностях оценки качества образования может помочь педагогу определить, в каком направлении развивается он сам, происходит ли рост знаний и навыков в его классе, какое место занимает его школа среди образовательных организаций данного типа, а также какую роль она играет в национальном и глобальном образовательном пространстве.На вопросы участники отвечали в свободном порядке – слово получал тот, кто первый поднял руку. Однако время на ответы ведущий контролировал, чтобы все конкурсанты в равной степени имели возможность высказать свою позицию.- Что такое, на ваш взгляд, качество образования?Андрей БАРАШЕВ, учитель русского языка и литературы лицея №11 Ростова-на-Дону, Ростовская область:- Качество образования – это степень удовлетворенности образовательным процессом всеми его участниками: учениками, учителями и родителями. Удовлетворенность тем, как этот процесс проходит ежедневно.Максим РЫЖОВ, учитель биологии школы №619 Санкт-Петербурга:- Качество образования – это соответствие определенным результатам, в том числе заложенным в ФГОС. Но если качество образования не соответствует изменению жизненной ситуации, оно бесполезно.Антон ЛАГУТИН, учитель информатики гимназии №2 Коломны, Московская область:- Когда мы говорим о качестве образования, чаще всего подразумеваем результат. Но любой результат возможен только исходя из стартовых условий. Поэтому под качеством образования предлагаю понимать как результат, так и те условия, которые созданы в образовательном учреждении.Александр ШАГАЛОВ, учитель русского языка и литературы школы №7 города Армавира, Краснодарский край:- В основе качества образования – наличие условий для достижения результатов обучения. Но вот оценить результат очень сложно. Есть долгосрочные результаты, которые проявятся с годами. В этом смысле самое важное – что будет с учеником после окончания школы.Евгений КОВАЛЕВ, учитель химии лицея №5 им. Ю.А.Гагарина Волгограда:- Качество образования должно иметь отношение к жизни человека, к его профессиональному и личностному росту. О качестве образования говорит тот факт, насколько образование готовит человека для жизни в современных реалиях.Ольга Васильева позиции конкурсантов поддержала и подчеркнула, что качество образования не может появиться из ниоткуда. В итоге это и материальная база, и образовательные программы школ, и условия, в которых функционируют образовательные организации, и умение школ и педагогов работать с очень разными учениками.- Кто должен проверять тех, кто проверяет качество образования?Максим РЫЖОВ:- Таков закон жизни: исполнителей проверяют непосредственные начальники. А непосредственных начальников должны проверять их непосредственные начальники. В сфере образования вполне возможен вариант, когда исполнители могут проверять исполнителей. Здесь не идет речь о тотальной слежке друг за другом. Скорее о создании репутационных полей – обмене опытом, методиками, достижениями. В этом смысле «Учитель года» – хорошая платформа для создания подобных репутационных полей.Андрей БАРАШЕВ:- В оценке качества образования не должно быть жесткого тотального контроля каждого над каждым. Здесь нужна более демократичная структура. Один из критериев – это общественное мнение.Евгений КОВАЛЕВ:- Учителя должны нести ответственность за качество образования, которое они формируют. Но и учительское сообщество имеет право оценить результаты экспертизы своей же работы. И этот процесс должен быть публичным и для общества, и для государства в целом.Антон ЛАГУТИН:- Главным проверяющим для каждого из нас должна быть совесть. Оценивая работу учителя, нужно учитывать мнение основных людей в образовательном процессе – учеников и родителей. Их мнение отражает реальную ситуацию: устраивает качество образования или нет. Популяризация и повышение престижности профессии должны способствовать этому.Александр ШАГАЛОВ:- Контроль должен быть. Но контролирующую вертикаль при желании можно строить бесконечно – до бессмысленности, а кто будет проверять тех, кто будет проверять этих? Нужна грамотная и четкая система оценивания, которой пока нет.- Какие решения нельзя принимать по итогам оценки качества образования?Максим РЫЖОВ:- Нельзя оперировать такими формулами: «Сегодня плохо, а завтра должно быть лучше» или «Сегодня лучше, а послезавтра должно быть отлично». Решения должны быть направлены на помощь отдельно взятым школам, ученикам, учителям и семьям. Только тогда они будут эффективными.Андрей БАРАШЕВ:- Нельзя оценивать работу школы исключительно по итогам исследований качества образования. Результаты ЕГЭ или ОГЭ не отражают имиджевую оценку школы. Потому что наши школы существуют в разных регионах и в разных условиях, имеют разную специфику. Общечеловеческие ценности – воспитание патриотизма, например, от результатов ЕГЭ не зависят.Антон ЛАГУТИН:- Любые решения должны основываться в первую очередь на том, как сделать, чтобы качество образования росло. И нельзя спешить с оценкой школы, если не созданы достойные условия для ее развития.Александр ШАГАЛОВ:- Нельзя судить о таланте и образованности учеников только по оценкам. Можно иметь тройку по русскому языку, но быть отличным биологом.Евгений КОВАЛЕВ:- Нужно оперировать комплексным анализом ситуации, в которой оказалась образовательная организация. И найти правильный выход из нее.Ольга Васильева обратила внимание, что нельзя принимать решения, основываясь исключительно на результатах рейтингов: «Мы в последнее время увлеклись всевозможными рейтингами. Но, рассматривая результаты рейтинга, всегда надо задавать вопросы, зачем и почему этот рейтинг создан».- Что остается вне зоны нашего внимания, когда мы оцениваем качество образования?Андрей БАРАШЕВ:- Система аттестации учителей.Евгений КОВАЛЕВ:- Вовлеченность семьи в образовательный процесс ребенка.Антон ЛАГУТИН:- Инструментарий для оценивания метапредметности.Александр ШАГАЛОВ:- Вся последующая жизнь ученика. К сожалению, отследить это практически невозможно.Максим РЫЖОВ:- Внимание, доброжелательность и любовь к детям не замечают, когда оценивают качество образования. А ведь это немаловажно в нашей профессии.Ольга Васильева в своем комментарии акцентировала внимание на том, что образование – это обучение и воспитание. При этом воспитание часто остается вне зоны внимания. Процесс воспитания в цифрах оценить сложно. Но именно воспитание, не меньше, чем обучение, имеет особую ценность для всей последующей жизни человека.Отвечая на вопрос «Какую форму оценки качества образования вы считаете наиболее объективной?», все конкурсанты сошлись во мнении, что форма оценки должна быть комплексной. И отдельно взятые ЕГЭ и ОГЭ реальную ситуацию с качеством образования не дадут.«Солидарна с теми, кто говорил о комплексной форме оценки качества как наиболее объективной. В этом смысле ЕГЭ только одна из форм. Еще одна – сочинение, которое вернулось в наши школы. Надеюсь, что через два года оно будет иметь тот классический вид, который имело всегда».- Какова роль самооценки в качественном образовании?Андрей БАРАШЕВ:- Эту роль невозможно переоценить. Я всегда учил своих детей: если вы совершаете какую-то подлость или предательство, даже если об этом никто никогда не узнает, у этого поступка всегда будет главный судья – это вы сами. Учительская самооценка – один из главных факторов качества образования.Антон ЛАГУТИН:- Самооценка учителя – главный гарант качества образования.Максим РЫЖОВ:- Невозможно построить индивидуальный образовательный маршрут школы, класса, ученика без собственной самооценки. Только она дает глубокий анализ того, что сейчас надо данной школе, конкретному ученику и данному классу.Александр ШАГАЛОВ:- Человек не может развиваться без самооценки и в профессии, и в творчестве. Самооценка – это прежде всего сомнение.Евгений КОВАЛЕВ:- Роль самооценки ведущая в качественном образовании.- Россия участвует во многих международных исследованиях. А зачем это нам?Максим РЫЖОВ:- Это полезно.Александр ШАГАЛОВ:- Далеко не все международные исследования стоят нашего внимания.Андрей БАРАШЕВ:- Убежден, что это необходимо. Мир стал слишком маленьким, чтобы пытаться от него себя оградить. Тем более выключаться из мирового педагогического пространства. Если нас оценивают, значит, и у нас есть право оценить других.Антон ЛАГУТИН:- Нельзя говорить об оценке качества образования, если не с чем сравнить. Мы должны не только внутри своей страны сравнивать качество образования, но и выходить на международный уровень.Евгений КОВАЛЕВ:- Участвовать в международных исследованиях нужно обязательно, потому что это тоже один из факторов развития нашего отечественного образования.Выслушав позиции конкурсантов, Ольга Васильева подчеркнула, что «участие в международных исследованиях для России обязательно и естественно».Вадим МЕЛЕШКО (фото)
Комментарии