search
main
0

До экзаменов чуть-чуть

ЕГЭ - это не финиш, а трамплин

Чередующиеся гласные и окислительно-восстановительные реакции школьники изучают на уроках подробно, но не зря глагол «пройти» часто вызывает ироничный вопрос «мимо?». Узнать правило – одно, понять его, связать в своем сознании с четкой ассоциативной картинкой – совсем другое. Именно более глубокому уяснению смыслов важнейших тем из школьной программы посвящены практикумы, ставшие обязательным атрибутом учебной жизни одиннадцатиклассников в их подготовке к ЕГЭ.

 

Ребята вспоминают то, что уже слышали, притом не раз, на уроках и размышляют, как знания по обществознанию или английскому языку пригодятся в реальности, продумывая алгоритм когнитивных связей и приводя личные примеры того, какую роль конкретно в их жизни играют институты гражданского общества и Present Continuous.

– Странно было бы думать, что ЕГЭ – это финиш школьного образования, – говорит заместитель директора по контролю качества образования школы №1468 Елена Стерлягова. – Это как раз своеобразный трамплин в будущее, поэтому подготовка к нему призвана дать импульс к дальнейшему личностному развитию ребенка, освежая те знания, которые ребенок получал в течение всего учебного процесса. Практикумы проходят в рамках обычных учебных школьных часов. На новый формат работы сегодня перешли 80 процентов одиннадцатиклассников столицы.

– Как быстро летит время! – удивляется ученик 11‑го класса школы №1530 «Школа Ломоносова» Сергей Панков. – До экзаменов уже совсем чуть-чуть, а подготовиться надо качественно. Я буду готовиться к ЕГЭ со своими учителями и с теми, кого видел в школе не раз, но на уроках раньше не встречался, на практикумах, которые выбрал по предметам, которые мне понадобятся для поступления. Уверен, это даст мне возможность под другим углом увидеть уже полученные знания. Я еще только приступил к занятиям в новом формате. Пока вникаю, обдумываю, планирую. Но уже уверен, будет классно! А главное – я вместе со школой, а школа вместе со мной. Да и вечер после уроков – это теперь мое время и мой личный выбор!

– В прошлом году я выбрал технологический профиль, потому что понимал, что профессия точно будет связана с IT-технологиями, – рассказывает одиннадцатиклассник школы №939 Максим Гнедой. – Я углубленно изучаю информатику, математику, физику. В моем расписании есть история, обществознание, литература, физкультура. Я занимаюсь на нескольких практикумах: по информатике, математике и русскому языку. Здесь мы повторяем то, что уже прошли по программе, подробно разбираем трудные темы. Группы практикумов складываются из ребят, которых всерьез интересует тот или иной предмет, они определились с выбором и уделяют ему особое внимание. Поначалу было необычно, до этого на занятиях меня окружали только одноклассники. Но сейчас уже привык. Такие занятия обязательно помогут хорошо сдать экзамен, потому что учителя отрабатывают с нашей группой задания нужного именно нам уровня. Времени в школе в течение недели я провожу ровно столько же, сколько и раньше, так как уроки – практикумы по подготовке к ЕГЭ заняли место тех непрофильных предметов, изучение которых уже завершилось. Так что я совершенно спокойно успеваю на дополнительные секции. А всем выпускникам 2023 года я хочу пожелать высоких баллов на ЕГЭ!

На практикумах учителя и старшеклассники подробно разбирают экзаменационные задания, чтобы лучше к ним подготовиться.

– Мы делаем акцент на подготовке к экзаменам в рамках обычных учебных часов в стенах школы, чтобы избежать лишней дополнительной нагрузки на ребят, – отмечает заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.

В этом году для учеников впервые провели пробные ЕГЭ в рамках пилотного проекта по всем предметам и дали возможность выпускникам проверить свой реальный уровень подготовки. Школьники смогли узнать, в какой стартовой точке они находятся, чтобы более осознанно подойти к выбору предметов. Пробный экзамен помог им утвердиться в своем решении или, наоборот, поменять вектор, более осознанно выбрать интересующую сферу. Пробные ЕГЭ также помогают снять напряженность, прочувствовать процедуру, чтобы меньше волноваться на реальном экзамене.

С учетом результатов пробных ЕГЭ было выстроено потоковое обучение. Оно объединило детей в группы на практикумы по выбранным предметам, по уровню знаний и нацеленности на результат экзамена.

– Такая прогрессивная система подготовки к экзаменам стала для родителей приятным сюрпризом, а с детей она сняла львиную долю нагрузки, – уверяет мама одиннадцатиклассника Владимира Портнова Анна Портнова. – Раньше силы детей рассредоточивались в том числе и на предметы, которые не являлись необходимыми, которые дети не планировали сдавать. Теперь они большую часть учебного времени будут проводить, готовясь к своим экзаменам. Мой сын пришел очень довольный с первого же практикума, ему понравились учитель, коллектив. Все дети вообще очень довольны, потому что не нужно нестись на дополнительные занятия, искать знания где-то еще, все сосредоточено в одном месте с привычной атмосферой. Без стресса, в родных стенах.

– У всех ребят разные интересы, склонности, потребности, особенности мышления и памяти, – убеждена победитель конкурса молодых учителей иностранных языков LinguaPro-2021, учитель английского языка школы №1245 Лейла Исаева. – Формат практикумов позволяет нам использовать дифференцированный подход исходя из индивидуальных и личностных особенностей учеников. На первых практикумах по подготовке к ЕГЭ, прошедших в нашей школе, я использовала материалы платформы МЭШ, а также дополнительные материалы. Уделяю внимание в том числе и развитию продуктивных навыков. Каждый ученик разрабатывает и отрабатывает персонализированные шаблоны с необходимой лексикой и грамматикой, что повышает его шансы получить на ЕГЭ самые высокие баллы. Мотивация обучающихся, которые посещают данные практикумы, значительно выше, чем у других учеников, потому что группы нацелены на успешную сдачу экзаменов и прикладывают множество сил для качественной подготовки к ним. Формат практикумов помогает комбинировать несколько видов работ – фронтальную и индивидуальную. У учителей есть возможность давать как общие варианты, так и точечно прорабатывать индивидуальные моменты с каждым учеником. Ребята на практикумах могут решать варианты из пробников ЕГЭ и параллельно отвечать на задания из устной части с использованием симулятора. Это многоплановая работа, которая развивает у наших школьников много новых компетенций и улучшает их знания по предмету, который они выбрали для сдачи ЕГЭ.

– К 1 февраля все ребята сделали выбор предметов, которые они будут сдавать на государственной итоговой аттестации, – констатирует директор школы №1468 Светлана Гончарова. – В соответствии с их выбором им составили индивидуальные учебные планы, которые как раз включили в себя практикумы по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку, математике и предметам, выбранным ребятами. На практикумах у выпускников будет возможность глубоко погрузиться в предмет и пройти интенсивную подготовку к экзаменам. Мы думаем, что подготовка в таком формате позволит ученикам получить высокий результат на ЕГЭ. Каждый практикум займет от трех до шести часов в неделю в зависимости от предмета. Самое большое количество часов у практикума по иностранному языку. Сделан акцент на подготовке к экзаменам в рамках обычных учебных часов в школе именно для того, чтобы избежать дополнительной нагрузки на ребят.

Практикумы проходят ежедневно и занимают не менее 40 процентов учебного времени. Чем больше число выбранных предметов у ребенка, тем больше эта доля (в основном школьники выбирают по три-четыре предмета). При этом в расписании у ребят остаются уроки, необходимые для развития личности и поддержания здоровья, – математика, история, обществознание, литература, физкультура, а также русский язык в формате практикума. Все ученики также продолжают изучать профильные предметы до конца учебного года в зависимости от профиля класса или обучения в предпрофессиональных классах.

Анастасия Ракова подчеркнула, что ученикам доступно и множество обучающих материалов для самоподготовки.

– Мы наполняем библиотеку МЭШ материалами, которые помогут готовиться к экзаменам: видеоуроки, интерактивные пособия, советы учителей-профильников по эффективному распределению времени на экзамене, рекомендации экспертов. Конечно, сдача итоговых экзаменов – это первое серьезное испытание, большой стресс для выпускника и всей его семьи. Поэтому мы подготовили большой пул практических рекомендаций и конкретных эффективных методик, советов психологов, которые также можно посмотреть в библиотеке МЭШ. Более того, весной прорабатываем возможность организовать очные встречи – лекции, тренинги, которые помогут снизить уровень напряженности, – сказала она.

Все ученики уже начали получать интерактивные пособия с материалами и тестами МЭШ по предметам, которые они выбрали для экзаменов. Также школьники могут посмотреть более 300 видеоразборов заданий по каждой дисциплине, которые записали лучшие педагоги Москвы.

Школьники отмечают, что им необходима и психологическая поддержка в предэкзаменационный период. Для этого в МЭШ добавили более 140 роликов с советами психологов, учителей и выпускников прошлых лет о навыках стрессоустойчивости, об умении справляться с эмоциями и о правильном управлении своим временем.

Лора ЗУЕВА

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте