Умению быть компетентным руководителем можно научиться. Именно такую возможность для 170 человек, студентов 1-3-х курсов со всех факультетов Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского, предоставили профсоюзная организация студентов ННГУ и ее руководитель Елена Анатольевна Чуманкина. С 24 по 27 ноября 2005 года в Нижегородской области на базе пансионата «Буревестник» впервые была организована студенческая школа актива «ДНК – основа жизни». В аббревиатуре ДНК зашифрован девиз «Думай! Наблюдай! Координируй!». Молодые люди учились работать в команде – крепкой, сплоченной, способной преодолевать трудности, искусно создаваемые жизнью. Но лучше всего о школе расскажут ее участники.
От тренинга к тренингу
Многочисленные лекции, консультации, тренинг-семинары, мастер-классы, «круглые столы» помогли нам освоить необходимые для лидера знания и способы их применения на практике.
Мы анализировали тенденции и противоречия современного политического процесса на лекции «Власть: теория и практика» и мастер-классе «Политическое лидерство» доктора исторических наук, декана факультета международных отношений ННГУ Олега Алексеевича Колобова. Большой интерес у всех участников вызвало обсуждение проблем молодежной политики на лекции и мастер-классе «Молодежь в пространстве современной России», проведенных доцентом кафедры регионоведения Светланой Анатольевной Колобовой. Андрей Львович Успенский – преподаватель кафедры журналистики филфака ННГУ, генеральный директор рекламного агентства «Волга-Медиа», поделился своим опытом и знаниями в области PR-технологий.
Проверить свои возможности и способности можно было уже в ходе тренингов: «Лидер. Кто он таков», «Лидер переговоров», «Навыки работы с партнером и группой», «Мобилизация группы на совместное решение», «Готовность к решению проблем и умение разрешать конфликты», «Тренинг креативности», «Тренинг личностного роста»…
Одним из самых необычных был тренинг «Отношения как осознанное творчество»: через танец мы пытались раскрыть свои творческие возможности, научиться взаимодействовать с другими людьми.
Антон ТИХОНОВ, факультет международных отношений
Голова идет кругом
Мы отъезжаем в «ДНК»… Мы – это несколько человек от каждого факультета. Активные, целеустремленные, энергичные и просто не в меру замечательные люди, отловленные председателями студсоветов.
День первый. Нас привозят в «Буревестник» и делят на девять отрядов так, чтобы в каждом собрались студенты с разных факультетов. Сразу после знакомства с отрядом тебя сытно и неожиданно вкусно кормят. Наивно начинаешь думать, что жить легко и приятно, но тут тебя настигают ВК – веревочные курсы. И ты вместе со своим отрядом носишься по «Буревестнику», периодически выполняя акробатические трюки на ковре, ползая по трубам и совершая другие невообразимые действия. Но вот все заканчивается, вечером ты ужинаешь и где-то между картошкой и чаем понимаешь, что люди, которые сидят с тобой за одним столом, перестали быть незнакомками и незнакомцами. Теперь, говоря про них, ты употребляешь слова «мы», «наши».
После ужина – концерт. И там должен быть номер вашего отряда, за час-полтора придуманный и отрепетированный. Затем – рефлексия: вместе с куратором ты подводишь итоги дня, обсуждаешь наболевшее, а затем, потеряв остатки снисхождения к собственному организму, несешься на дискотеку. К трем часам ночи кураторы превращаются в полицию нравов, благодаря чему большая часть лагеря все-таки засыпает.
День второй. Психологические тренинги. Одни названия звучат заманчиво: «расширение границ сознания» (похоже на сеанс психотерапии), «экспрессивная коммуникативность» (как по мимолетным движениям распознать человека), «креативность» (творчество и еще раз творчество!), «конфликтология», «тренинг личностного роста» и многие другие.
После тренингов голова идет кругом, от избытка информации ощущаешь себя немного выбитым из колеи. Даже на вечернем сборе отряда ты в отличие от вчерашнего мало говоришь и много думаешь. После сбора начинается подготовка к конкурсу клипов. Снова выступление. Рефлексия. Дискотека.
День третий. До обеда мастер-классы – от «организации собрания» до «молодежи в современном мире». Слово «учиться» подходит здесь как нельзя лучше: ты узнаешь что-то новое и делаешь это с удовольствием. После обеда – лекция. Внешне она ничем не отличается от обычных лекций в университете. Только это лекция о жизни и, честное слово, не имеет ничего общего с биномом Ньютона.
На вечернем концерте, как обычно, выступают все отряды. Только концерт не совсем обычный – финальный, и завершает его номер отряда кураторов. По сути, они просто говорят несколько слов и поют песню, но зал апплодирует стоя. Никто не уходит. Кураторы вынуждены снова выйти на сцену, чтобы вывести людей из состояния шока. И тут случается что-то совершенно невообразимое: половина зала начинает плакать. Такие сумасшедшие ощущения испытываешь нечасто. Ты чувствуешь, что люди стали тебе почти родными, понимаешь, как мало времени вы провели вместе, как много вы узнали и как много вы еще не знаете. Немного грустно оттого, что все почти закончилось, но безумно радостно оттого, что ты стал другим, познакомился с замечательными людьми. Ты благодаришь судьбу за то, что попал в этот лагерь.
День четвертый. После обеда мы уезжаем. Только это еще вовсе не означает, что теперь можно расслабиться. Напоследок – «упражнение Джеффа». Оно заключается в следующем: на больших плакатных листах, разложенных по комнате, написано «Да», «Нет», «Может быть». Ведущий зачитывает то или иное высказывание, и ты идешь в ту часть комнаты, где лежит плакат, отражающий твою точку зрения. Никаких дискуссий и обсуждений. Даже ничего не говоря, ты все равно выражаешь свое мнение.
ДНК – основа жизни! Основа активной жизненной позиции людей, которые думают, наблюдают и действуют, которые многого хотят и многое могут. И к которым, возможно, относишься ты.
Лена РОГОЖИНА, экономический факультет
Признаюсь в любви к профкому!
Для меня школа студенческого профсоюзного актива «ДНК- основа жизни» началась с того момента, как толпа студентов рассеялась по автобусам. Первые пять минут, как оказалось позже, были самым спокойным, а главное – свободным временем за все 4 дня. А потом такое началось! Веревочный курс, тренинги, мастер-классы. Как выяснилось, я еще столько всего не знаю! «Упражнение Джеффа» помогло мне понять, что я – человек со своими убеждениям, взглядами, со своим образом мышления. Я посмотрела на некоторые вещи по-другому, и в этом мне помогли те, кто, как и я, выбирал между «да», «нет», «может быть».
Сцена… Это невозможно описать! Это надо пережить! Могу сказать одно: десятый отряд (кураторы) превзошел все мои ожидания. В очередной раз признаюсь в любви к профкому!
За час до отъезда я ходила по комнате, собирала разбросанные вещи. Было немного грустно, но мысль о том, что наш университет – по большому счету, та же школа профсоюзного актива, согревала душу.
Елена БОБЫЛЕВА, экономический факультет
Комментарии