Первая в мире женщина-космонавт Валентина ТЕРЕШКОВА в эти дни отмечает свой юбилей. Легендарную «Чайку» поздравляют руководители государства, политические деятели, коллективы больших предприятий, ей приходят телеграммы из мировых столиц и провинциальных городков, посвящают стихи, фильмы, выставки. И мы понимаем, что дело не в красивой дате. Судьба нашей героини является символом не только освоения звездного пространства, но и в первую очередь воплощает в себе представление о становлении и развитии настоящего человека. О Валентине Владимировне искренне хочется сказать «звезда» – это будет в высшей степени справедливо, точно и красиво.
– Валентина Владимировна, мы присоединяемся к многочисленным поздравлениям! Желаем вам здоровья, воплощения в жизнь всех грандиозных проектов и планов, радости и благополучия!- Благодарю вас, друзья! Мне всегда очень важно и интересно общение с детьми и подростками – в них будущее нашего Отечества. Философ Иван Ильин говорил, что мир управляется из детской. Полностью разделяю это суждение: «школьные годы», «школьные стены» – это ведь не просто обороты речи, от них часто зависит выбор главных ориентиров, выбор судьбы. Трудно переоценить влияние учителя на характер юного человека.- Что, по-вашему, отличает школу вашего детства и юности от сегодняшней?- Училась я в простой, как принято говорить, рабочей школе №32 Ярославля. До сих пор это моя альма-матер: помню имена-отчества своих учителей, стараюсь почаще там бывать, помогать по возможности. Конечно, сравнение послевоенной школы и сегодняшней, XXI века, по многим параметрам невозможно – другие условия, другая система. Но ведь главное – люди! В то время школа требовала от подростка ответственности и самостоятельности во всем: в учебе, в выполнении поручений, в спорте. Меня в классе выбрали старостой – доверили важное дело. Помню, как переживала, когда у кого-то из одноклассников случались неуды. Оставляли таких ребят после уроков и сами, без педагогов занимались с ними. Это давало плоды: приходило понимание необходимости знаний, радости от преодоления трудностей, самоуважение.- Сейчас и в родительской, и в педагогической среде много спорят о содержании школьных программ. Нужно ли уделять равноценное внимание всем предметам или следует выбирать только необходимые для экзамена и будущей профессии? Выбирали ли вы «нужные» для себя дисциплины?- Начинаю вспоминать и искренне не могу выделить главное и второстепенное – очень любила историю, но и математику не меньше. Нет, второстепенных наук не было. А было чувство радости от учебы, от общения с учителями и одноклассниками. Мне кажется, что юный человек должен стремиться узнать как можно больше, разобраться во всем, что ему встречается нового на пути. Мой старший внук Алексей, теперь студент МГУ, с теплотой вспоминает именно эту атмосферу радости, которую он ощущал в стенах школы. Очень важно, чтобы ребенок был любознательным, тогда отступают лень и равнодушие. Велика заслуга того учителя, который заронит и укрепит тягу к самому процессу познания. Мне в этом смысле очень повезло с учителями, которые встречаются на моем пути.- С развитием новых технологий человек получил возможность практически непрерывно общаться, делиться мыслями с другими людьми через социальные сети, сайты. Многие ведут блоги, в которых часто делятся мыслями и переживаниями, подобно тому как раньше вели дневник. А был ли дневник у вас?- Да, свой дневник я начала в 5-м классе и назвала его «Дневник жизни». О нем никто не знал – это были сокровенные мысли. Там помещала рассказы о событиях дома, в школе, размышления о своих поступках – хороших и плохих, мнения о прочитанных книгах и просмотренных фильмах. К дневнику полагался девиз-эпиграф. Я взяла слова Максима Горького: «Нужно жить всегда влюбленным во что-нибудь недоступное тебе. Человек становится выше ростом оттого, что тянется вверх».- Девиз на все времена! Очень интересно узнать хотя бы об одной из ваших сокровенных мыслей того времени.- Очень я любила музыку – тогда можно было по радио слушать прекрасные классические концерты. На меня сильнейшее впечатление произвел Первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром. Я попыталась изложить всю бурю чувств, которую испытала, в своей заветной тетрадке.Рада, что дочь, оба внука разделяют мою увлеченность музыкой. Младший, Андрей, серьезно занимается скрипкой и делает успехи.- Если зашла речь о внуках, позвольте задать вопрос о неожиданном для многих решении Алексея. Он поступает на интересный и престижный факультет МГУ и вдруг… берет академический отпуск и идет в армию, в десантные войска. Повлияли ли семья, лично вы на этот столь необычный для нашего времени выбор?- Думаю, Алексей поступил правильно: юноше, который ищет самостоятельную дорогу в жизни, преодолевает трудности роста, армия помогает стать настоящим мужчиной, понять цену слова, поступка, настоящей дружбы. Надеюсь, что десантная закалка поможет ему в учебе и дальнейшей жизни. Верю, что он не будет пасовать перед трудностями и всегда выберет сторону чести и достоинства. Быть готовым защищать свою Родину – что может быть для мужчины более достойным выбором? Алеша рассказывал, что приходил в родную школу в качестве гостя на классный час. Очень гордился, что ребята заинтересованно его слушали, задавали много вопросов об армии. Такая связь необходима современной школе – ведь традиции учебного заведения и составляют основной фундамент воспитательной работы.- Дорогая Валентина Владимировна! Мы сердечно благодарим вас за беседу. Мы счастливы, что имеем возможность поздравить настоящую королеву космоса с праздником, называть себя ее искренними почитателями. Уверены, что к нашим словам присоединяется все российское учительство!- Благодарю за возможность открытого разговора об одной из самых важных сторон нашей жизни – воспитании и образовании юношества, об огромной роли учителя в современном мире. Думаю, такие беседы еще будут у нас не раз.Татьяна ДАВЫДОВА, учитель русского языка и литературы школы с углубленным изучением отдельных предметов №1239, заслуженный учитель РФ
Комментарии