V.I.P. как общественный идеал
Сегодня все являются личностями de jure
и почти никто – личностью de facto.
З. Бауман
Скажите мне, откуда пошло, кто первый произнес и как это мы все поверили, что каждый ученик есть личность? Ведь глупо, согласитесь. Не может ведь каждый быть личностью – или надо сильно сузить смысл нашего слова “личность”. Здесь, наверное, какая-то ошибка перевода. Может быть, имеется в виду слово персона, которое у нас иногда неправильно переводят как “личность”? Скажем, эти пресловутые “ви ай пи”, v.i.p., “очень важные персоны”, но никак не “очень важные личности”. Личностями им быть вовсе не обязательно. И в классе 25 “персон”, но не 25 личностей.
Это обман, что современное образование нацелено на воспитание “личности”, с четким “правовым сознанием” и прочими гражданскими добродетелями. Современные педагогические методы и установки направлены исключительно на формирование персон – и желательно “очень важных”. Покажите мне тех, кто сегодня хочет быть личностью. Я вижу только, что все хотят быть “важными персонами”. Это сегодня ценно, а старая “личность” с ее внутренними проблемами и самосознанием сегодня упала в цене, никого не интересует – не котируется на рынке. Личностью никого не соблазнишь – ведь все и так уже личности, заранее, по определению, изначально. А вот “ви ай пи” – все бы хотели быть, но не все могут, к этому надо стремиться.
Несмотря на это, все, наверное, было бы в плане образования не так безнадежно, если бы учителя при этом тоже имели статус – если не “ви”, то хотя бы просто “ай пи” – скажем, такой, как во Франции или в Германии. Тогда бы ученики их по крайней мере замечали, и процесс обучения бы шел.
Но проблема останется неразрешимой, пока учителя наши не только не “ви ай”, но даже и почти не “пи”. Социальный статус учителя сегодня – что-то среднее между пенсионером и беженцем. Каким же образом и чему будет учиться у него “личность”, которая в мечтах своих если и не Президент России (можно ведь стать, по Конституции), то по меньшей мере президент международной ассоциации? И уж во всяком случае за одно поступление свое в школу родители этой “личности” заплатили больше, чем учитель зарабатывает за год.
Но и эта дикая ситуация была бы, наверное, поправима, если бы мы представили себе, например, Палестину в I веке н.э. или Византию в V. Или даже – Западную Европу где-нибудь в XI. Когда проповедь нищего и бездомного, даже “безумного”, как Франциск Ассизский, могла заставить богатого человека раздать все свое имущество и пойти за Учителем.
Впрочем, зачем ходить так далеко. Была когда-то на свете одна христианская держава, 95% населения которой так просто и назывались: христиане. Крестьяне, то бишь. И хотя они не знали того, что каждый из них – личность (да и если б узнали и поняли, о чем речь, то вряд ли бы согласились), но обладали в большинстве своем незаурядными личными качествами: трудолюбием, выносливостью, совестливостью, смирением, жертвенностью, верой.
А потом была другая страна, уже не христианская, в которой бывшие крестьяне-христиане сели за парты и стали учиться. И вот парадокс: хоть учили их небезупречно и много вбивали в головы всякой ерунды, но на выходе из школы получалось почти то же самое: трудолюбие, честность, совестливость, скромность, жертвенность. Только вера изменилась.
Вряд ли бы всем этим христианам – бывшим и настоящим – понравился тот амбициозный и заносчивый тип, та потенциально “важная персона”, которую выпускают сегодняшние школы.
Впрочем, можно посмотреть на это как на закономерный исторический процесс развития городской культуры. Город, в отличие от деревни, всегда питал гордыню. И в этом смысле либерально-правовая концепция – плод долгих стараний, в некотором роде венец светского образования.
16 февраля в православной церкви была неделя о мытаре и фарисее. С нее начинается канун Великого поста. Фарисей – тоже ви ай пи своего времени – стоял посреди храма и перечислял перед Богом свои заслуги, рассказывал, какой он правильный и крутой. А мытарь, не смея переступить порога храма, молился: “Боже, буди милостив мне, грешному”. 1000 лет нас учили быть как евангельский мытарь – не гордиться своей социальной успешностью, помнить о своем несовершенстве. И вот за каких-нибудь 10 – все мы стали фарисеями. И наша школа, быстро перестроившись, взяла установку на воспитание фарисейской личности: законопослушной, самодовольной, духовно мертвой, но с важностью на лице и сознанием своих “прав”.
Иван Лоэнгринов,
учитель истории
Москва
Комментарии