Наступила эра парящих капиталов.
Ж.Бодрияр
Существует непреложный закон школьной жизни: что бы ни происходило, главное, чтобы занятия шли своим чередом. Каждый учитель знает, что такое хотя бы один пропавший урок. Современная образовательная машина – при всех ее несовершенствах – это своего рода модель вечности или вечного двигателя: неважно, насколько восприняли “материал” дети, неважно, что зарплаты преподавателю хватит максимум на две недели, неважно, что силы в конце февраля у всех на исходе – шоу должно продолжаться.
Вот иркутские учителя решили покуситься на этот закон: прервали занятия до тех пор, пока им не выплатят зарплату. Кто же их не поймет? Удивляет скорее то, что бастуют только они, как будто это их частная проблема. “Существуют такие проблемы, – не без некоторого удивления заметил президент, – которые кочуют из года в год…”.
Я готов пояснить вам эту удивительную закономерность. Помните, был такой фильм “День Сурка”? Там герой по работе оказывается в таком городе, где каждое утро начинается тот же самый день, и все встречи, катастрофы, случайности повторяются с точнстью до секунды, однако никто, кроме главного героя, не замечает этого, так как наутро все жители города просыпаются с чистым, как tabula rasa, сознанием, готовым вновь прожить все то же самое, что и вчера. Можешь повеситься, зарезать кого-нибудь, устроить забастовку – все равно утром просыпаешься в своей кровати и с ужасом видишь как занимается утро того же самого дня… Примерно такой же цикл проживает и школа: каждый год, перед первым сентября директор школы с тоской ожидает волны заявлений об уходе со стороны учителей; однако правительство тоже не дремлет и загодя – примерно за две недели до начала учебного года и в первую неделю начинает профессионально обрабатывать преподавательское сознание – идет подготовка к повышению зарплаты. Главная цель этой PR акции правительства благополучно запустить вечный двигатель – механизм учебного года, создав приятный эмоциональный фон. Те, кто ежегодно озвучивают эти обещания, прекрасно понимают: главное, чтобы год скорее начался. Это стало таким же ритуальным жестом, как заявления премьер-министра о продолжающемся экономическом росте. Да, капиталы растут, перемещаются, сокращаются долги, куда-то исчезают бюджетные надбавки, но все это происходит в виртуальном мире рейтингов, мониторов и телеэкранов и не подразумевает соотнесения с реальностью.
Как противостоять парению капиталов? Посредством забастовок и классовой борьбы? Эти старые методы слишком тяжелы для сегодняшнего мира ДНК, компьютерных вирусов и информационных войн, с позволения сказать, слишком “реальны”. Чем меньше привязана экономика к зарплатам учителей, простаивающим предприятиям и социальным пособиям, тем успешнее оборот капиталов, тем стабильнее экономический рост. Единственное, что еще связывает нас с прежним миром профсоюзов и прибавочной стоимости, так это безоговорочная вера в реальность экономических законов. Это ведь Маркс сделал экономические законы формой фатализма. Мы же, учителя, по логике Маркса, с которой и сегодня никто не желает расставаться, всегда были и останемся работниками надстроечной сферы – культуры, которая, как известно, ничего реально не производит. Какой товар мы можем предложить в сегодняшней ситуации тотального рынка? Понимание? Вряд ли он окажется конкурентоспособным. А значит мы вне оборота.
Правда, работники телеэфира и здесь нашли выход, как помочь образованным учителям – так называемые “шоу, где вы можете заработать деньги собственным интеллектом” – “Слабое звено” и прочие – отражающие устройство современного общества и иллюстрирующие расхожее представление массового сознания: если ты такой умный, то почему такой бедный? Умный человек, если постарается, может на глазах у всех зрителей стать богатым. Этакая “интеллектуальная проституция”. Максим Галкин, объявляя о крупном выигрыше одного учителя географии, справедливо заметил: “Представляете, с каким уважением на вас будут смотреть ваши ученики, когда вы завтра войдете в класс?” Ну, как же: учитель появился в одном кадре с популярным телеведущим. И даже денег заработал. А за что еще уважать?
Иван Лоэнгринов,
учитель истории
Москва
Комментарии