search
main
0

Дневник учителя Шум времени

Сегодня передаче подлежит только то знание,которое должным образом упаковано.
Ж.-Ф. Лиотар

Мне всегда был симпатичен унтер Пришибеев, герой чеховского рассказа. За одно только его переживание, за одну фразу: “Мир изменился, и жить стало совсем невозможно”. Меня преследует чувство быстроты течения времени. Такое ощущение, что 5 лет назад мы жили еще в другом мире. Я уж не говорю о том, что было до 1991 г.: другое тысячелетие, другая страна, другие люди. Вспоминаю себя в то время. Не много общего с настоящим. Еще можно объяснить радикальное отличие реальности-1985 от реальности-1995. Допустим, произошла революция. Но как объяснить не менее радикальное отличие реальности-95 от реальности-2003? Как будто ничего не меняется, но все с каждым годом становится другим.
Компьютер, если не заниматься постоянным обновлением, полностью устаревает за 5 лет. Один президентский срок, по Конституции, 4 года. За 4-5 лет сегодня полностью меняется жизнь. При этом что-то неприятное, от чего хотелось бы наконец избавиться, освободиться, наоборот, остается, тянется из одного времени в другое: социальные проблемы, например.
Детям в большинстве случаев незнакомо чувство страха перед временем. Они доверчивы по отношению к тому, что происходит, и меняются так же быстро, как жизнь. Они не чувствуют подвохов и ловушек времени. Они до поры не спрашивают, куда их ведут.
Хочется уберечь их, предостеречь. Но вот – от чего? Раньше опасности были, в общем, известны. Преимущество и авторитет взрослых строились на опытном знании того, что может случиться с человеком в процессе роста. Давайте честно признаемся: мы сегодня не знаем того, что ждет детей в их будущем. У нас больше нет такого опыта. Мы, даже самые молодые из нас, уже несовременны.
Основа и цель обучения – передача знаний о мире. Подготовка к жизни в этом мире. Давайте вспомним теперь, к жизни в каком мире готовили нас. Где этот мир?
Слово учителя в средневековой школе было отзвуком Слова, которое было “в начале”, повторением речи Учителя.
В Новое Время слово – это захватывающая идея, новый проект, обещание иного, прежде не бывшего.
В советской школе слово – воплощение завершенной идеи, но по-прежнему голос традиции, передача знания о целостном мире. Есть сегодня много старых добрых советских учителей. Они как бы не замечают времени. Словно бы ничего не случилось. Они умеют учить. Дети их любят. Но к тому, что они преподают, относятся с иронией. Потому что их целостное знание полностью оторвалось от реальности.
Мои ровесники, почти все, понимали, что советская традиция нам уже не передастся. Мы шарили в темноте, искали что-то свое, подлинное. Многие нашли. Но все это оказалось сегодня невостребованным. То, что когда-то было интересно мне, сегодня детям уже неинтересно. Время непоправимо изменилось. Мало кто из сегодняшних учителей способен объяснять какие-то вещи детям на их языке. А наш язык им уже не нужен. Он безнадежно устарел. Такая ситуация делает передачу традиции в современном мире почти невозможной.
Сегодня слово учителя – один из тысячи шумовых эффектов, звуковых колебаний, производимых реальностью. Современный ученик – целостный технический объект с множеством одновременных функций, несколько из которых уже давно ведут независимое от него существование – надо только следить за блоками питания и не допускать полной разрядки. Недавно на уроке диктовал детям контрольные вопросы и заметил, что двое из класса пишут как-то особенно быстро – лица серьезные, как у банковских служащих. Обращаюсь к ним – не поднимают головы. На головах у них – бейсболки, из-под них несколько пар проводов – один к ремню, другой в рюкзак уходит, третьим они между собой перемотаны, ручки и те с проводами, поэтому, чтобы к ним обратиться, нужно было мне подключиться к их звуковому пространству.
Путеводные нити традиции, испокон веков проходившие через руки и голос учителя, сегодня явно не выдерживают конкуренции с более надежными проводниками информации, и боюсь, что переходом к новым технологиям обучения здесь дело не решить. Просто нет больше мира, а есть множество нитей, проводков, из которых не знаешь, за какой потянуть.
Дети интуитивно схватывают смысл современной реальности. Они не формулируют его, но знают больше и ориентируются в этом новом мире лучше нас. Тогда чему их учить? Что передавать? Знание о мире, которого больше нет? Или, на правах динозавра, рассказывать о старых временах, в реальное бытие которых уже почти невозможно поверить?

Иван Лоэнгринов,
учитель истории
Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте