Даже самое слово “право”
было у нас неизвестно
в западном его смысле, но означало
только справедливость, правду.
Иван Киреевский
“Нина Карнаухова не приготовила уроков и решила не идти в школу…” Все, конечно же, помнят эти завораживающие строки, которые и поныне можно найти в учебниках русского языка. Если же кто забыл, напомню вкратце сюжет истории: Нина Карнаухова, прогуливая школу, встречает в лесу маленького мальчика и начинает в шутку, по праву старшинства, отчитывать его, называя “прогульщиком” и т.д. Мальчик же ни в чем не виноват – он просто испугался собаки и заблудился. Нина отводит его в школу, а когда возвращается к своим вещам, оставленным в лесу, обнаруживает, что ее завтрак съела та самая собака. И тогда уже плачет сама Нина.
Почему она плачет? В советское время объяснять этого не приходилось – все было очевидно. Да и последняя фраза “Ее грызла беспощадная совесть” не оставляет никаких сомнений. Но несмотря на элементарность история чем-то задевает. То ли трогательным образом малыша, то ли жутковато-символической собакой-совестью, которая скрыто правит всем действием.
А вот сегодняшним школьникам этот рассказ отнюдь не кажется элементарным. Большинство из них искренне недоумевают, почему плачет Нина. Завтрака, что ли, ей жалко? Многие, как это ни странно, не видят другой причины для слез. Ведь плохо – это если тебя лишили чего-то, твоей “собственности”. Слово “совесть” звучит загадочно. А если учительница вдруг попробует раскрыть его смысл, это может иметь для нее роковые последствия.
Итак, одна моя знакомая, преподававшая еще недавно русский язык в “приличной” школе, после изложения по тексту о Нине Карнауховой дала, в продолжение темы, задание на дом: описать случай из своей жизни “Когда меня мучила совесть”. На следующий день (или через несколько дней – не важно) ее кабинет уже осаждали возбужденные родители. Суть их претензий была выражена в замечательной формулировке: Какое право вы имеете вторгаться в частную жизнь наших детей? А когда учительница попыталась объяснить, что вторжение в частную жизнь и осознание себя √ не одно и то же, к делу подключилась администрация. Через неделю моя знакомая уже не работала в “приличной” школе.
Ситуация прозрачна: дети не справились с заданием, обратились к родителям, которые, вероятно, видят в традиционном учителе что-то вроде обломка тоталитарной системы, а себя считают “прогрессивными”, усвоившими новые “понятия”. А может быть, они видят в учителе телеведущего, который, ничего не стесняясь, обсуждает интимную жизнь участников своего шоу? Как бы то ни было, они, забыв о “совести”, спешат воспользоваться своими “правами”.
Учительницу, воззвавшую к детской совести, обвинили в нарушении прав детей.
Я давно уже отметил, что с совестью у современных школьников (как, впрочем, и у многих родителей) не все в порядке. Я помню, как мне, когда я учился в школе, нравились задания, предполагающие это самое “вторжение в частную жизнь”. Как хотелось мне раскрыться в сочинениях, быть услышанным, понятым. Собственно, никакой “частной” жизни, конечно же, тогда ни у кого и не было. А была жизнь внутренняя, личная, которой хотелось с кем-то поделиться. А сегодня, как пишет социолог З. Бауман, все являются личностями de jure и почти никто √ личностью de facto.
Какие большие успехи, однако, сделало “правовое общество” в нашей стране всего за 10-12 лет! Как быстро понятие права заменило в нашем самосознании традиционные правду и совесть. Каждый школьник в 5-м классе расскажет вам, какими он обладает правами. Администрация школы, исповедующая либеральные принципы, подтвердит приоритет прав ребенка.
А самым бесправным и виноватым a priori оказывается учитель, который из воспитателя и авторитета превращается в простую функцию – к тому же с очень низким социальным статусом (любой родитель “приличной” школы чувствует перед ним свое превосходство). Учитель сегодня – только одно из необходимых условий карьеры, средство на пути к социальному успеху. Некое неизбежное зло, которое надо по возможности минимизировать. И если родителям вдруг покажется, что из средства учитель стал препятствием, то это препятствие будет устранено. Замена учителей по требованию (а часто по простому капризу) родителей сегодня стала обычным явлением.
Родителей тоже, наверное, надо пожалеть?
Иван Лоэнгринов,
учитель истории
Москва
Комментарии