Забыть о месте
Современность – это эпоха управляемой неопределенности.
П. Бурдье
Раз в неделю ко мне приходит Гриша. Очень воспитанный молодой человек (что по нынешним временам редкость). Интересуется не только историей, которой мы преимущественно занимаемся, но и моей коллекцией CD. Берет иной раз послушать какой-нибудь диск. На последнем занятии поинтересовался: что значит “лишний” человек? И хотя это, что называется, не совсем по моей специальности, я позволил себе слегка отступить от очередной нашей темы. Пытаясь припомнить свои школьные сочинения, я сказал, что лишний человек – тот, кто не находит своего места в мире, в бытии, играет с судьбой, сменяет маски, а сам не может быть самим собой, не может обрести того истинного места, которое бы ему соответствовало. Гриша выслушал меня внимательно и вежливо заметил: “Да, но ведь теперь все уже не так”. – “А как теперь?” – “Раньше, наверное, нужно было своему месту соответствовать, а теперь у человека слишком много возможностей, и он всегда будет стремиться к чему-то еще, даже если место – не его и он не будет самим собой”.
Ну да, подумал я. “Лишний человек” теперь уже ни для кого не трагедия и не исключение. Теперь все лишние, и это стало для многих своего рода “принципом удовольствия”…
“Система образов, – пишет современный социолог Зигмунт Бауман, – которая подается наиболее эффективными средствами информации и к которой аудитория с готовностью прислушивается, свидетельствует о глубокой неопределенности и “легкости” мира: в нем всякое может случиться и все может быть сделано, но ничего не может быть сделано раз и навсегда, и при этом, что бы ни случилось, все приходит и уходит без предварительного уведомления. В этом мире человеческие отношения состоят из последовательного ряда “встреч”, личности заменены периодически сменяемыми масками, а биографии распадаются на серии эпизодов, сохраняющихся в столь же эфемерной памяти. Таким образом, в нынешнем мире мало что может считаться прочным и надежным, напоминающим плотно созданную основу, в которую можно вплести маршрут собственной жизни…”
Итак, постоянная мобильность, готовность покинуть собственное место или неспособность удержаться на нем – признак современного человека. Те, кто постарше, кто несет в себе еще образ модерна, не говоря уже о носителях традиционных ценностей, не понимают, почему столь многие теперь не могут “устроиться”, переходят с места на место. Дело в том, что само “место” теперь под вопросом. Помните, именно на эту неопределенность жаловался я в предыдущих дневниках – на то, что невозможно где-либо долго работать, на учеников, у которых ничего в сознании не задерживается? В связи с этим Бауман и говорит о современном типе: “Это та разновидность индивидуальности, которая подходит миру, где искусство забвения является не менее, если не более ценным качеством, чем искусство запоминания, где забывание в большей мере, чем обучение, является условием постоянного поддержания себя в необходимой форме, где люди и вещи то появляются, то исчезают из поля зрения неподвижной камеры внимания, а сама память подобна видеопленке, которая всегда может быть очищена и наполнена новыми образами”.
Все это сказано еще в начале 90-х и не про нас. Бауман – поляк, ветеран 2-й мировой, в прошлом убежденный коммунист, затем диссидент, в 60-е годы эмигрировавший в Англию. Более 30 лет является профессором Лидского университета. Стало быть, то, что происходит сегодня в России, происходит всюду.
Бауман прав: нестабильность и глобальная неуверенность являются в действительности средствами поддержания существующего “нового мирового порядка”. Переходя с места на место, мы же и содействуем этому порядку, поскольку в его основе заложено именно такое поведение. То есть всему существующему порядку выгодно, чтобы люди постоянно перемещались, подобно капиталам, чтобы было как можно меньше социальной, моральной и любой другой определенности, а в пределе – ее не стало бы совсем. Чтобы мы, тщась рассчитать, сколько же нам наконец необходимо средств, чтобы прожить этот год, этот месяц, эту неделю, томились отсутствием перспективы и чувствовали то и дело, как почва уходит у нас из-под ног.
Иван Лоэнгринов,
учитель истории
Москва
Комментарии