Не боги горшки обжигают
“Художественное творчество – это глаза, мозг, сердце и рука в единстве мысли и чувства” – эта идея народного художника России и талантливого педагога Бориса Михайловича Неменского стала путеводной звездой для многих учителей искусства, связавших с ним свою педагогическую деятельность.
…После окончания московского пединститута в 1976 г. я пришла работать в школу. Я преподавала рисование и сразу почувствовала, что это совсем не то, что мне представлялось в работе с детьми: не хватало простора моей фантазии. Не случайно я оказалась в школе N624 г. Москвы, где проходил образовательный эксперимент по отработке содержания предмета “Изобразительное искусство”.
Вскоре я попала на семинар учителей, организованный в Союзе художников СССР Б.М. Неменским, и с тех пор неразлучна с его идеями. Я участвовала во всесоюзном эксперименте по разработке, апробации и внедрению в школах страны новой программы “Изобразительное искусство и художественный труд”, созданной под его руководством. Делом всей моей жизни стала кропотливая работа по повышению художественно-педагогического мастерства своих коллег.
Конечно, мне, простому учителю, было страшно браться за руководство всесоюзным экспериментом, но воля и убежденность моего наставника, художника-педагога Б.М.Неменского, моя вера в то, что “красота, истина и добро – всепобеждающи”, взяли верх. Борис Михайлович, человек очень чуткий и внимательный, успокаивал меня: “Не боги горшки обжигают. Поможем!” Эта дружеская поддержка часто спасала меня в трудных жизненных ситуациях, а мудрость моего наставника помогла мне определиться и проложить свой собственный путь к педагогическому мастерству.
Марина ЛОМОНОСОВА,
зам. директора Московского научно-практического центра непрерывного художественного образования, заслуженный учитель России
“Я все могу!”
После окончания педагогического института в середине 70-х годов я получила распределение в город Каменск-Шахтинский Ростовской области, в педучилище на художественно-графическое отделение. Там началось мое активное самоутверждение как художника и педагога.
Однажды в начале лета от молодого инициативного директора, недавно открывшего Центр эстетического воспитания, я получила предложение пойти работать к нему. Центр находился на другом берегу реки, являющейся водной границей между городом и селом, вернее, казачьим хутором. Сюда отовсюду приходили-приезжали сельские ребятишки, которые учились здесь музыке, хореографии, пели в казачьем хоре. Не раздумывая, я согласилась.
Именно здесь, в стенах сельского Центра эстетического воспитания, я и познакомилась с программой “Изобразительное искусство и художественный труд”, разработанной творческой группой педагогов и ученых под руководством Бориса Михайловича Неменского. Она в корне изменила мою жизнь. Развернула меня от снобистской самоуверенности в плоскость педагогического поиска и размышлений.
Чем была для меня эта программа? Вне всякого сомнения, путеводителем по миру духовных ценностей. Мне и моим детям она давала ни с чем не сравнимую радость творчества и ощущение “Я все могу!” во всех наших начинаниях.
Благодаря программе Б.М. Неменского удалось обратить внимание детей на свою малую родину – хутор Старая Станица. Здесь, в стенах Центра, впервые появилась дерзкая идея – силами детей украсить рекреацию большим декоративным панно “Древо жизни”, в котором образ древа был бы представлен в философском звучании.
Время работы в старостаничной школе искусств очень много дало для моего профессионального роста. А детские работы вызвали большой интерес не только на местном уровне, но и в Москве.
Я до сих пор задаю себе вопрос: как без соответствующей подготовки удалось добиться интересных результатов в работе с детьми по этой программе? В этом, вероятно, определенную роль сыграла художественно-педагогическая интуиция, которая выполняла функцию барометра на многосложном пути постижения программы.
Но не только это. Сама программа со всем ее содержательным наполнением постоянно побуждала педагога к творчеству, держала в активной поисковой форме. Я думаю, это происходило со многими, кто с ней соприкасался.
Нина ГОРЯЕВА,
зав. лабораторией дошкольного художественного образования Московского Центра НХО,
заслуженный учитель России
Дневник учителя
Не люблю “разговоры в учительской” – ежедневное промывание косточек ученикам. Понятно, что совсем избежать этого невозможно: у каждого есть “свое мнение” о той или иной личности. И оно должно быть выражено. Но надо знать меру, господа! Не нужно “подсаживаться” на учеников и смаковать индивидуальные особенности каждого. Я всячески стараюсь от этого уходить. (И, между прочим, за это меня недолюбливают в учительских. Считают, видимо, бесчувственным, не интересующимся детьми).
Но меня интересует не столько лично каждый мой ученик, сколько его “социально-исторический тип”, если позволите выразиться. Мне интересно все новое поколение. К чему они идут? Ведь они совсем другие. Истории, которые происходят с ними, – это новые сюжеты еще не снятых кинофильмов.
Один молодой человек, мой ученик, крал сотовые телефоны у одноклассниц, чтобы достать денег на аборт для своей подружки. Другой – добрый, хороший парень – стал скином. Группа старшеклассников, покурив травы в отсутствие родителей, разнесла квартиру, разбив и повыкидывав из окон дорогую оргтехнику, причем возглавлял это действо сам сын хозяина квартиры. Вот они, современные сюжеты – только малая часть из того, что происходит ежедневно “с ними”. Стало быть, и “с нами”. Такие материалы любит иногда обыгрывать “желтая” пресса, преувеличивая и усиливая аморальность и криминальность, чтобы поражало, пугало и притягивало одновременно. Мне же хочется подойти к этим темам, руководствуясь принципом Спинозы: не плакать, не смеяться, не сетовать, но – понимать.
С этим девизом я и приступаю к своему дневнику, где буду рассказывать об учениках, о ситуациях на уроках, о школе современной, да и вообще о нашем настоящем, которое надо наконец осмыслить!
Праздник, который давно не с нами
Новый год, Рождество, каникулы, Святки, Старый новый год, Крещение. Третья четверть, которой я всегда побаивался – и когда учился, и когда стал учителем. Долгая она. Учиться (да и учить) всем уже надоело. Приходим на уроки через силу. Болезни начинаются – традиционный зимний грипп. Половина уроков отменена – учителя тоже люди. Тоже болеют.
Тяжесть 3-й четверти – следствие лукавства советского календаря. Как известно, после 1918 г. празднование Рождества (а с ним и Нового года, который был второстепенным святочным праздником) было у нас запрещено. И разрешено – под видом Нового года – в 1935-м. Рождественская елка стала новогодней. Когда после 1991 г. вновь стало возможным открыто праздновать Рождество, оно оказалось по времени после Нового года, поскольку церковь наша переходить на новый григорианский стиль не спешит.
До Старого нового года каникулы никогда не дотягивают, не говоря уже о празднике Крещения, которым заканчивается Святочная неделя и который, будучи привязан к числу, часто выпадает на будни. И, стало быть, является как бы праздником “наполовину”. По-хорошему 3-я четверть должна начинаться после Крещения. С 20 января. И длиться до Пасхи. А “весенние каникулы” – это, как сказали бы психоаналитики, “сублимация” Пасхальной светлой седмицы в условиях атеистического государства. Пасху ведь празднуют не один день, а всю неделю…
Но мы живем в каком-то смешанном времени. Можно его, наверное, назвать “постмодернистским”. И от этого, по-видимому, такая неразбериха, такая, простите, каша в головах у нас. А мы хотим и работаем над тем, чтобы ее не было в головах у наших детей. В течение декабря (в связи с Днем Конституции, Новым годом и Рождеством, последнее особенно абсурдно) трижды день Распятия (пятница) менялся местами с днем Воскресения. Нельзя жить по двум календарям, как нельзя быть слугой двух господ. Надо делать выбор.
Но велика сила инерции (читай: традиции). Новогоднюю ночь, как заведено “аж” с 1935 г., надо встретить в семье, за столом, под включенный телевизор. Раньше все интересовались друг у друга: ну как? Хорошо отпраздновали? Весело было? Теперь появилось еще одно словечко, которое делает веселье, да и сам праздник в целом, необязательным. Теперь ведь не празднуют, теперь зажигают. А зажигать, как и тусоваться, можно хоть каждый день. А что при этом празднуется, как говорят дети, по барабану.
Иван ЛОЭНГРИНОВ,
учитель истории
Москва
Комментарии