search
main
0

Дневник капитана Флинта. И другие приемы повышения качества воспитательной работы

По вопросам воспитания уже давно нет недостатка в теоретической информации. В информационных источниках и книжных магазинах можно найти многое: от детских сочинений до многотомных сборников великих педагогов. Но, работая с детьми, часто приходится решать нестандартные задачи, поэтому практических рецептов для определенного класса, определенного ребенка и определенной ситуации необходимо очень много. Да и менять их надо время от времени. Я решила поделиться теми приемами и методами, которые использую в своей педагогической деятельности.

Важный  шаг к успеху в управлении классом – это, безусловно, внешний вид самого учителя и манера поведения. Если учитель помнит, что его профессия требует от него определенных морально-нравственных качеств не с 8.30 до 13.30, а каждую секунду его жизни, то и ученики воспринимают такого педагога как авторитетную личность.     Следующий фактор успеха – это, конечно же, владение определенными профессиональными инструментами. Перечислю несколько приемов, которые использую в своем классе.1. Речевые памяткиВернейший способ узнать человека – его умственное развитие,                                                                                                                                   его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.Д.С.Лихачев                                                                                           Цели этого приема: повышение культуры речи учащихся; воспитание коммуникативных навыков.Каждому ученику с начала года раздаю памятки (листы А4 с готовыми речевыми шаблонами). Вот некоторые из них:1)    мне хотелось бы высказать свое мнение;2)    прошу прощения, но…;3)    я думаю, что (ФИ отвечавшего ученика) не совсем верно ответил на вопрос, потому что…В таких памятках обязательно оставляю снизу несколько строчек для того, чтобы дети в процессе взаимодействия в течение года находили свои речевые клише и дописывали себе в памятку. Периодически производим обмен этими словесными «находками».2.    Листки добрых советов  Добрый советчик может вернуть человека к жизни, он вселяет отвагу в слабодушного и пробуждает в разуме человеческом способность поступать нужным образом.Д.ДефоЦель: создание позитивного, доброжелательного микроклимата среди учащихся и их родителей.В Интернете и печатных изданиях можно найти обсуждения учеников и родителей того, какие замечания пишут учителя в дневниках своим ученикам. Записи эти порой действительно очень смешные. Поэтому я не пишу замечаний в дневник, а использую в своей работе листочки собственного дизайна, которые назвала «листками добрых советов от учителя». Пишу туда различные рекомендации и советы воспитательного или обучающего характера, вклеиваю в дневник или в тетрадь.Мне нравится эта форма еще и потому, что совет в отличие от замечания воспринимается по-другому: не вызывает агрессии и противостояния, не оставляет чувства обиды, настраивает на созидательное поведение.3. Дневник капитана ФлинтаДва года не писал дневника и думал, что никогда уже не вернусь к этому ребячеству. А это было не ребячество, а беседа с собой, с тем истинным, божественным собой, которое живет в каждом человеке. Все время этот Я спал, и мне не с кем было беседовать.Л.Н.ТолстойЦель: мотивация трудных детей к хорошим поступкам.Для проблемных ребят завожу обычную мягкую папку с файлами. На обложке написано, допустим: «Дневник капитана Флинта – Иванова».  Файлы оформляются на каждый день недели. В папке есть конверт с метками: белыми и черными. Каждый день ребенок анализирует, сколько положительных и отрицательных поступков он совершил, и вкладывает в файл этого дня недели соответствующее количество меток: белых и черных.В конце недели мы вместе подсчитываем количество меток и подводим итоги. Обыграть этот прием можно по-разному: можно собирать камешки в шкатулки, конфеты в кулечки и т. п. Большой плюс этого метода в том, что такие манипуляции не требуют больших временных затрат ни от учителя, ни от учеников, а творческие и воспитательные возможности с помощью этого приема можно реализовывать огромные.   4. Свод правил  поведения от одноклассникаДобродетель и мудрость без знания  правил поведения подобны иностранным  языкам, потому что их в таком  случае обычно не понимают.Ф.БэконЦель: формирование потребности к самовоспитанию, формирование культуры поведения в коллективе.Во время классного часа я раздаю разноцветные листы бумаги и дети фломастерами пишут список правил, которые необходимо соблюдать в школе и в классе. Правила сопровождаются рисунками. Есть дети, которые сочиняют эти правила в стихах или рисуют комиксы. Получается очень интересно. Этими листами мы украшаем один из стендов в классе.  Анализируем все правила, выбираем самые полезные для нашего ученического коллектива.5. Консультанты         Если люди не научатся помогать друг другу, то род человеческий исчезнет с лица земли.В.Скотт                                                                 Цель:  развитие мотивации к обучению и положительному поведению.Во время выполнения заданий для слабых учеников назначаю консультантов из более сильных учеников, которые раньше всех и лучше всех сделали свое задание.Те, кого назначили консультантами, ведут себя очень достойно и  ответственно. Им нравится эта «должность». Дети стремятся заслужить бейджик с таким «званием».6. Подборка воспитательных текстовДетские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело: им решается участь человека.  В.Г.БелинскийНе забываю каждый день подбирать афоризмы, пословицы, поговорки, тексты воспитательного характера так, чтобы они гармонично вписывались в содержание урока. 7. СаморазвитиеВоспитание без всестороннего обогащения собственного жизненного опыта – абсурд.Э.ТельманДля того чтобы всегда поддерживать себя в отличной профессиональной форме, заготавливаю тексты притч об учителях и учениках, мудрые советы. Периодически оформляю какой-либо мудрый текст в красивую рамочку и ставлю перед собой на стол. В данный момент передо мной бессмертные слова Д.И.Писарева: «В воспитании все дело в том, кто воспитатель».         Перечитываю эти слова и каждый день стараюсь прибавить что-то новое  к своему профессиональному мастерству и к личностному росту своих воспитанников. ​Эльвира ЯФАРОВА, учитель начальных классов кадетской школы №1785 «Таганский кадетский корпус», Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте