ИПК поможет андрогогика и Мировой банк
Первый вопрос первой в новом году коллегии Министерства образования был заявлен как “Создание федеральной системы повышения квалификации педагогических и управленческих кадров”. В действительности разговор шел не о создании ее, а о состоянии.
В наиболее благополучном положении находятся преподаватели вузов. Они могут полноценно учиться в течение четырех месяцев каждые пять лет. Такую возможность им предоставляют 4 тысячи сотрудников 129 факультетов и центров повышения квалификации. Они же работают и на техникумы. Правда, многие преподаватели таких факультетов, особенно в технических вузах, не имеют педагогической подготовки. Между тем они должны владеть приемами не просто педагогики, а андрогогики, то есть обучения взрослых, подчеркнули члены коллегии.
Для повышения квалификации в сфере начального профессионального образования есть всего три института, в которых работают 210 человек, пытаясь обслужить 186 тысяч преподавателей ПТУ. При этом один из них, в Санкт-Петербурге, находится на грани закрытия.
Учителями общеобразовательных школ и “дошкольниками” занимаются ИПКРО. Во многих регионах их отдали вузам и посчитали, что они теперь федеральная забота. Но на жалкие федеральные гроши вузы не в состоянии справиться с дополнительным бременем.
Отметили члены коллегии и “государственный идиотизм” налогового законодательства, по которому повышение квалификации учителей считается косвенным доходом, и учителя должны платить за это налог и заполнять декларацию.
До системы же так и не добрались. Пока она сложилась эклектически, качественных организационных связей в ней нет. В предлагавшемся проекте решения коллегии таких связей обнаружено тоже не было. Поэтому посудили не ограничиваться общими фразами, а поработать над нормативно-правовыми документами и над подсчетами необходимых затрат.
Затратам была посвящена вторая часть коллегии – “О подготовке и реализации займов Мирового банка”. К сожалению, заем “Инновационный образовательный проект”, полученный от Мирового банка еще полгода назад, до сих пор никак не используется, поскольку “заморожен” Минфином. Заем, объем которого – 71 миллион долларов, состоит из трех компонентов: высшее образование, учебное книгоиздание и экспериментальный фонд закупки учебников. Другая важная задача этого пилотного займа – создать основу для привлечения новых кредитов. Если Минфин не “разморозит” средства в ближайшее время, то Минобразование, активно разрабатывающее проект следующего займа, окажется в странном положении.
Общий объем нового займа – “Поддержка реконструирования системы образования” – предварительно оценивается в 530 миллионов долларов, но, возможно, будет расширен до 750 миллионов долларов. В первую очередь он будет направлен на реформирование механизмов финансирования общего образования, в том числе в регионах. Разработчики проекта предполагают, что он вступит в силу в марте 2000 года, однако в Мировом банке их называют оптимистами.
По мнению Ярослава Кузьминова, ректора Высшей школы экономики, этот колоссальный заем Мирового банка – единственная финансовая возможность реального реформирования нашего образования, ведь бюджетный ручеек становится все более узким.
Ольга ОГОРОДНИКОВА
Комментарии