Актуальный интерьвью
Поспешай медленно
К такому выводу пришли участники объединенной коллегии министерств образования России и Белоруссии, обсуждавшие в Смоленске вопросы формирования и развития единого образовательного пространства двух стран. Другой вывод: одной коллегией здесь ничего не решить.
Бесспорно, образование является приоритетной сферой в деле сохранения исторически сложившейся духовной общности народов двух стран, оно затрагивает интересы миллионов людей. Потому после кропотливой работы была создана программа формирования единого образовательного пространства – комплекс взаимосвязанных проектов, нацеленных на развитие объединенной системы образования. Эту программу вынесли на обсуждение коллегии. Однако она поставила больше вопросов, нежели дала ответов. Многие ключевые моменты в ней требуют серьезной доработки. И тем не менее коллегия состоялась, время было потрачено не зря, считает заместитель министра по делам СНГ Мария Николаевна Лазутова, принимавшая участие в обсуждении программы в составе российской делегации. Мы попросили ее прокомментировать эти первые шаги, сделанные министерствами.
– Формирование единого образовательного пространства – не сиюминутный процесс. Его характерная черта – постепенность. Интеграция России и Белоруссии ставит новые задачи перед системами образования двух стран, и здесь необходима выработка единой политики на согласованных принципах и общей системе нравственных и духовных ценностей.
Нужно определить, из каких параметров строится единое образовательное поле. Мы – два государства, где декларируются равные права на образование. Белоруссия уже перешла на двенадцатилетку, Россия только подтвердила свой переход…
Сохраняя самодостаточность каждой из двух систем, мы должны выбрать и сберечь все самое лучшее там и там. Педагогическую общественность пугает возможный диктат сверху. Образование должно развиваться самостоятельно и в четких правовых нормах. На коллегии белорусская сторона попыталась некоторые вещи жестко обозначить, например по поводу учебников…
– Что-то связанное с деньгами?
– Нет. Было такое условие: в обязательном порядке ввести учебник по истории восточных славян в общеобразовательной школе союза Белоруссии и России. А нужен ли он? С точки зрения общего образования – да, но не обязательно. Его можно дать в качестве дополнительного пособия к какому-то курсу. Что, его и эвенки должны будут изучать, и татары?.. Этот вопрос вызвал неоднозначную дискуссию. Он требует широкого общественного обсуждения. И почему сейчас в наборе учебников и методических пособий нужно браться именно за историю, а не за литературу или другой гуманитарный предмет. И на каком языке он должен преподаваться?
– А с изучением языка как?
– Опять же вопрос. Действительность такова, что в Белоруссии практически все говорят на белорусском и русском языках. Русский язык имеет статус государственного, как и белорусский. Создавая единое образовательное поле, мы должны не только сохранить равенство в выборе языка обучения, но и обеспечить это кадрами, учебниками и т.д. В противном случае общественность это не примет. Ведь следует учитывать прежде всего интересы людей. Если родитель-белорус захочет, чтобы его ребенок учился на родном языке, с ним нужно считаться. Надо сохранять абсолютно однозначную национальную идеологию в отношении белорусского языка. Мы пожили в состоянии полной автономности, и это нельзя не учитывать. Нельзя возвращаться к старой системе, что была в середине восьмидесятых, когда в Белоруссии практически не велось обучение на родном языке. Этот вопрос нуждается в детальной проработке.
– Не кажется ли вам, что за программой стоят не столько требования реальной жизни, сколько политические интересы?
– Образование как раз политики не терпит. И первая серьезная совместная коллегия показала, что это вещи совершенно разные. Политически можно декларировать что угодно, а образование – это конкретная работа, это дети, студенты, преподаватели. Наша задача – не допустить, чтобы это стало политиканством. Иначе можно загубить не одно поколение. Подчеркиваю: обе национальные системы образования самодостаточны и искусственно скрещивать их ни в коем случае нельзя. Программа формирования единого образовательного пространства – выражение наших будущих надежд. Этот процесс должен длиться не один год.
– Что нужно предпринять для доработки программы?
– Я бы отдала ее для экономических расчетов. Что влечет она в дебете, кредите, в сумме. Если она требует мало денег (а большие никто не даст, да и не надо), тогда постепенно, путем выравнивания каких-то процессов мы будем формировать единое образовательное пространство. Очень важно донести программу до педагогической общественности. У нас и в Белоруссии. Если будет необходимость, организовать открытые конференции, дискуссии, выставить на обсуждение специалистов и педагогов-практиков наиболее значимые вопросы. Провести своего рода педагогический референдум.
Безусловно, программа нужна. Но нам следует очень бережно отнестись к тому, что есть в двух национальных системах образования. Сохранить свое особенное, найти общее и на нем, отказавшись от всего негативного, что в обеих системах есть, укреплять наше образование.
Виктор БОЧЕНКОВ
Комментарии