Что год грядущий нам готовит
В предыдущих номерах мы начали разговор о финансовой ситуации в образовании. На этот раз мы решили обратиться к бюджету следующего года.
Конкретной цифры, которую предполагается занести в бюджет 1997 года, в Комитете по образованию и науке Государственной Думы нам не назвали. По словам члена комитета Н.Д.Подуфалова, с “непримиримым” Комитетом по бюджету все-таки удалось договориться об увеличении расходов в следующем году. Цифры сейчас обсуждаются в Министерстве образования и Госкомвузе.
Мы решили обратиться к Посланию нынешнего Президента Правительству РФ “О бюджетной политике в 1997 году”. Оно также не содержит цифр.
В нем Борис Ельцин негодует на низкий уровень бюджетной дисциплины и тот факт, что до сих пор “не изжита негодная практика нецелевого использования бюджетных средств”, а “правительство так и не сумело определить пороговые значения основных социальных показателей, касающихся здравоохранения, образования, науки, культуры и уже на этой основе установить обьемы финансирования”.
“Полноценное финансирование социальной сферы” Президент обьявил основной задачей бюджетной политики в следующем году, а “набор общедоступных и бесплатных услуг образования, здравоохранения и культуры” наравне с оплатой труда и пенсиями включил в “минимальные государственные стандарты”, с учетом которых должен быть составлен бюджет 1997 года.
Президент особо выделяет задачу “обеспечения бесперебойности и равномерности финансирования расходов, предусмотренных законом о бюджете” и подчеркивает, что “в 1997 году необходимо принять дополнительные меры по ужесточению контроля за расходованием бюджетных средств”. Как говорится, дай-то Бог!
Бюджетная политика в области расходов, как указывает Президент, будет непосредственно зависеть от эффективности налоговой политики. Для повышения собираемости налогов предполагается принять единый Налоговый кодекс, который упорядочил бы налоговую систему. С одной стороны, один большой налог всегда лучше множества маленьких. Но с другой – в числе этих маленьких налогов, имеющих целевую направленность, предлагается отменить сбор на нужды образовательных учреждений.
Для многих школ, имеющих прямые договоренности с предприятиями, это будет означать потерю большого количества средств. На прямое отчисление от этого одного процента живут сотни, если не тысячи школ России.
Наталья БУНЯКИНА
Способов увеличить свою зарплату у простого российского учителя не так много. Самый доступный из всех, пожалуй, аттестация. Несмотря на то, что в Екатеринбурге эта процедура проводится уже в течение двух лет, количество желающих повысить свою категорию не уменьшается.
Городское управление образования провело аттестацию руководителей образовательных учреждений. Пока школьники сдавали выпускные экзамены, директора и завучи также подтверждали свою компетентность перед комиссией, тоже тянули билеты. Правда, им вопросы предлагались посложнее – по теории управления. По мнению одного из членов аттестационной комиссии Тамары Непомнящей, заместителя начальника ГорУНО, руководители вели себя как самые обычные экзаменуемые: забыв, что они директора, некоторые пытались списывать (правда, их из класса не выгоняли), некоторые ужасно волновались и не могли рассказать то, что еще накануне знали, как “Отче наш”. Не обошлось и без недовольных, которые считали, что их могучие знания и опыт не оценили по достоинству. Однако в целом все прошло успешно.
Гораздо более творчески подошли к процедуре аттестации в Институте развития регионального образования Свердловской области. Сотрудники, более месяца не получающие зарплату, решили отойти от практики безвозмездных оценок и утвердили свои расценки. Так, свой труд на устном экзамене они оценили в 93 тысячи рублей, а рецензирование реферата, в зависимости от его обьема и категории, от 100 до 500 тысяч рублей. Думаем, никому не надо обьяснять, в каком соответствии находятся эти тарифы с учительской зарплатой. Когда мы попытались узнать, кто же дал такое, мягко говоря, не совсем законное распоряжение, директор департамента, директор института и тем более рядовые сотрудники, проводящие аттестацию, бежали от нас, как от чумы. Однако по слухам, которыми полнится любое учреждение образования, устное распоряжение одного из директоров все же было. К счастью, сей беспредел длился недолго, около двух недель. Но за это время более ста человек успели оплатить повышение своей будущей, так редко получаемой зарплаты. Сейчас, после отмены платной аттестации, не понятно, будут ли возвращены деньги тем, кто попал на эти черные дни.
Юлия ПРЫТКОВА
Комментарии