высшая школа
Негосударственные вузы не оправдали надежд?
Президент Украины Леонид Кучма обратился к премьер-министру Украины Павлу Лазаренко с письмом: “Последнее время участились обращения студентов негосударственных вузов с просьбой перевести их в вузы государственные. Основные мотивы – недостаточный уровень организации учебного процесса, слабая материальная база и профессиональный уровень преподавателей”.
Министерство образования Украины действительно выдавало лицензии даже в том случае, если негосударственный вуз имеет две арендуемые комнатки и двух штатных преподавателей. Это не преувеличение: к примеру, украинский коммерческий колледж в Киеве начал работу в 1993 году; лицензию-разрешение на деятельность получил в 1994-м; в 1996-м приехавшая туда комиссия увидела, что на 400 кв.метров, взятых в кратковременную аренду у двух школ, работают двое штатных преподавателей и более сорока совместителей. Даже ректор и проректор – тоже совместители. Как результат – отсутствие планов и программ обучения, квалификационных характеристик, журналов занятий, индивидуальных планов работы преподавателей. Всего на 1 июля 1994 года на Украине выдано 126 лицензий высшим учебным заведениям с негосударственной формой обучения.
В первом полугодии 1996 года работники Главного управления аккредитации и государственной инспекции учреждений государственного образования проверили 17 негосударственных учебных заведений (это седьмая часть от существующих). Результат таков: в трех вузах аннулированы лицензии; в восьми вузах приостановлено действие лицензий до устранения недостатков; шесть вузов предупреждены о необходимости устранения недостатков до 1 ноября.
Кроме того…
Президент Украины довел до сведения областных управлений образования, что в настоящий момент негосударственные вузы не могут готовить медиков и юристов. Существующие негосударственные медицинские и юридические учреждения образования могут, по их желанию, стать структурными подразделениями государственных вузов.
Однако в государственные вузы – медицинские и юридические – принимать студентов на коммерческой основе по-прежнему разрешено. Например, Медицинский университет в Одессе имеет право принять 1400 студентов, однако только 350 из них будут учиться бесплатно, остальные – на коммерческой основе. Можно обвинять в этом вуз, но он в безвыходной ситуации: либо существовать за счет платных студентов, либо закрываться вообще, поскольку принадлежащие Министерству здравоохранения вузы в прошедшем учебном году финансировались хуже всех: кроме как на зарплату и стипендию, денег не поступало, да и зарплату преподаватели получали в последний раз за март.
Татьяна НЕПОМНЯЩАЯ
“Из рук в руки”
Из 19766 выпускников средних школ Иркутской области решили продолжить образование в вузах чуть более 10 тысяч.
Остальные избрали более быстрые и менее трудоемкие пути овладения профессиями. Во многих школах успешно развивается так называемая допрофессиональная подготовка. Кроме всего, с каждым годом становится все больше и больше краткосрочных курсов, которые готовят кадры в основном для сферы обслуживания. А если учесть, что около 40% трудящихся составляют челноки и работники сферы мелкого бизнеса, то ситуация становится более понятной. Профессиональные навыки в этой сфере передаются “из рук в руки”.
Виктория ГАЛКИНА
операция “У”
Старый друг лучше новых двух?
К 12 августа 1996 года увидели свет 30 миллионов школьных учебников. Когда же из типографий выйдут остальные 130 миллионов – сказать сложно. Когда будут деньги.
Министерство образования РФ полагает, что главные виновники срыва издательского плана – администрации регионов, не желающие понимать, что школа – это муниципальная собственность и заниматься ее благоустройством должны дома, а не в столице. Москва, к примеру, выделила на издание учебников для своих школ 46 миллиардов рублей.
Три независимые группы экспертов сошлись во мнении, что на издание федерального комплекта потребуется не менее 1 триллиона 200 миллиардов рублей. На сегодняшний день кредит в 170 миллиардов рублей под гарантию Минфина регионам представили различные коммерческие банки. 190 миллиардов предоставил сам Минфин, хотя изначально в законе о бюджете на 1996 год речь шла о пятистах миллиардах.
Сегодня типографии 24 издательств, которым разрешено печатать федеральный комплект, работают в три смены, пытаясь наверстать упущенное: с января по май, за отсутствием финансирования, ни о какой работе над учебниками не могло идти и речи. К концу прошлой недели издательство “Просвещение” выпустило 157 из 182 наименований федерального комплекта общим тиражом около полутора миллионов экземпляров.
Но Министерство образования не советует паниковать раньше времени. Все вышеперечисленные цифры не говорят о том, что дети останутся вовсе без книг. В каждой школе есть свои фонды, и наибольшая проблема, с которой могут столкнуться учителя и ученики, – занятия не по новеньким, пахнущим свежей типографской краской книгам, а по растрепанным, видавшим виды учебникам. Правда, не отпадает вопрос о сроке давности информации.
Анна Х╡усталева
Откройте, дети, ветхие страницы
Директорам белорусских школ рекомендовано ни в коем случае не сдавать в макулатуру старые учебники, а изымать из них более или менее сохранившиеся главы и даже разделы.
Причина скопидомства более чем проста: из необходимой школам учебной литературы к 1 сентября издана только половина.
Создать суверенный учебник оказалось делом ничуть не более простым, чем суверенную экономику (хотя связь здесь прямая: есть деньги в бюджете – есть книга на парте). Если раньше Белоруссия издавала свои пособия лишь по истории, географии, родной литературе и языку, то теперь ей приходится более чем 1200 наименований выпускать самой. Для этого три года назад в республике был образован научно-методический центр учебной книги и средств обучения. Сегодня под его крышей трудятся 250 авторских коллективов.
Мешают не только экономические проблемы, в издательское дело вмешивается и политика. На сегодняшний день завершилась дискуссия о новых учебниках по истории; некоторые из прежних пособий, написанных по горячим следам декларации о суверенитете, пойдут в утиль, так и не став учебниками. Созданная год назад государственная комиссия по подготовке новых учебных пособий в гуманитарно-обществоведческой сфере наконец-то поставила точки в исторических спорах: из 23 новых рукописей, представленных ей, к печати одобрено 18. 12 новых учебников и пособий по истории, географии, обществоведению должны выйти к 1 сентября. Правда, как долго продержатся они – неизвестно. Политическая ситуация, как известно, меняется быстро.
Светлана ГЕРАСИМОВА
Внимание!
Оплату за семинар в Крыму производить по безналичному расчету на р/с 1467015 в АИКБ “Новая Москва” МФО 44585998 уч. ЗS ИНН 7710058015.
Для иногородних
Р/с 1467015 в АИКБ “Новая Москва” корр.счет 998161100 РКЦ 2 ГУ ЦБ РФ г.Москва МФО 201779 ИНН 7710058015.
Обязательно указывать: для ЗАО редакции “Учительской газеты”
коротко
Школьную форму по спискам
Иркутский городской отдел социальной защиты составил списки семей, бюджет которых не позволяет полностью подготовить ребенка к школе: обуть, одеть, купить спортивную форму, письменные принадлежности.
Все это влетает родителям далеко не в копеечку. Простенькая одежда для школьников, производимая местными фабриками, стоит сейчас около 300 тысяч за комплект. В одном только Ленинском районе города нуждающихся в материальной базе семей более 3 тысяч.
Виктория ГАЛКИНА
Хорошая память бизнесмена
Отказался от зарплаты в пользу школы N1 Марпосада Чувашской республики директор АО “Проммеханизация”.
Он закончил эту школу 30 лет назад и, вступив в новую должность, решил позаботиться не только о себе и своем предприятии. На деньги, перечисленные бывшим учеником на расчетный счет школы, закуплены учебники и спортинвентарь. В дальнейшем планируется провести ремонт в классах, закупить мебель и оргтехнику. Если бы каждый преуспевающий бизнесмен вспомнил о школьных годах, возможно, забастовки и не понадобились.
Д[[smpbold]]А “Кругинформ”
география протеста
Подавших в суд лишили зарплаты
Что предпринять учителю, который не получает зарплату два-три месяца?
Можно выйти к зданию районной, городской или областной администрации с плакатом “Отдайте наши деньги!”. Написать жалобу во все инстанции – от мэра до президента. Все эти способы в поисках справедливости хорошо известны. В последнее время появился еще один – в духе времени и в соответствии с законами правового государства – учителя стали обращаться в суды.
7 июня подали исковое заявление в суд 28 учителей 24-й школы Братска – зарплату в последний раз они получили за первую половину апреля. Кроме заявления, понадобились дополнительные документы, юридические консультации, и судебное заседание состоялось лишь в конце месяца. Суд рассмотрел дело и поддержал учителей. И это естественно: невыплата денег за выполненную работу является нарушением закона во всех цивилизованных странах мира.
По закону, счет предприятия-неплательщика в этом случае арестовывается, и деньги немедленно выплачиваются по решению суда. Если же их на счету нет, все поступления берутся под контроль – решение суда должно быть выполнено в первую очередь. На счету у финансового управления Братского департамента образования не было ни гроша. Тогда был назначен судебный исполнитель, в обязанности которого входит контроль за поступлением средств на счет этого ведомства.
Шло время, и вдруг истцы с удивлением узнали, что в их родной школе начали давать зарплату за вторую половину апреля.
Их коллеги радостно пересчитывали купюры, а 28 “изгоев” стояли в сторонке – им, по распоряжению судьи Т.Кузьминой, деньги не выдали. Учителя бросились к судебному исполнителю, но оказалось, что он ушел в отпуск, никому не передав своих полномочий. Попробовали попасть и к судье, но Т.Кузьмина разговаривать с ними не захотела и даже, по свидетельству учителей, закрылась в своем кабинете на ключ. Мало того, что учителя, подавшие в суд, остались с пустыми руками, но еще и попали в унизительное положение. Ситуация воспринимается ими как наказание за то, что они обратились за помощью к закону.
Что же делать? Подать в суд на суд?
Виктория ГАЛКИНА
Голодать – до победного конца
14 августа коллектив Усть-Кубинской средней школы Усть-Кубинского района Вологодской области вышел на бессрочную голодовку.
В среду акцию начали 30 человек, через день ее поддержали еще пятеро. Коллектив школы большей частью женский – учительницы в возрасте от сорока лет со стажем работы от 15 до 30 лет. Неудивительно, что одна из голодающих была госпитализирована уже на следующий день, еще двое находятся в критическом состоянии. Председатель профкома Зоя Константиновна Белова рассказала, что тем не менее все настроены держаться до победы, потому что иного выхода нет: у каждой семья, а муж либо безработный, либо тоже работает в школе.
С апреля учителям не выплачивается зарплата. В июне они ушли в отпуск без отпускных. Вернувшись в середине июля, были “успокоены” “авансом” в размере 400 тысяч, а в дополнение – сахарным песком “в счет апрельской зарплаты”. И все. Районная администрация говорит так: “Не нравится работа – ищите другую. Каждый отвечает за себя”. С начала голодовки учителя постоянно поддерживают контакт со своим непосредственным работодателем – заведующим РУНО. Это никакого эффекта не дает, поскольку денег в дотационном районе, которому область должна 800 миллионов рублей, нет. Областная администрация в свою очередь утверждает, что ожидает поддержки в 35 млрд. из федерального бюджета. Однако на погашение задолженностей учителям нужны лишь 170 млн., а не все 800, которых пытается добиться район, ссылаясь на их голодовку.
Ольга ОГОРОДНИКОВА
Комментарии