Цитата недели
– Безработные в Лукоянове получают пособия линолеумом. Как им кормить семью? Методическую литературу учителям выдают молдавским вином. Читаем.
Николай ЛЕМКИН,
учитель рисования из села Ульяново Нижегородской области
Гость недели
“ВСЮ ЖИЗНЬ Я БЫЛ УХОДЯЩИМ, бежал от дури жизни, от серости. Все казалось, чуть-чуть, и жизнь пойдет ярко и достойно”.
С такого откровенного признания начал рассказ о себе 47-летний Николай Егорович Лемкин. Учитель рисования из села Ульяново Лукояновского района Нижегородской области стал победителем конкурса среди наших читателей. Как автора лучшего “Письма номера” его пригласили на 3 дня в Москву.
Николай Егорович сам выбрал для себя культурную программу. “Прогуляюсь по Красной площади, затем на Волхонку в Пушкинский музей, отдохну душою”, – сказал он. Еще он собирался заглянуть в книжный. В Ульяновской школе Николай Егорович ведет изостудию для ребят. Денег на краски, бумагу, как обычно, не дают, выпрашивает. Из столицы Николай Егорович повезет бумагу, краски для своих подопечных.
На встрече с журналистами редакции учитель рисования рассказывал о себе, своих коллегах. Все, как везде. Задерживают зарплату, здание школы требует ремонта. Тепло – течет крыша, холодно – текут батареи. У директора уже было два инфаркта. Это минусы. А радость? Коллектив хороший, готовый поддержать, помочь, дети – “открытый, добрый народец”.
Везет в школе Николай Егорович еще один нелегкий “воз”. Он председатель профкома. “Я ехал в Москву, – сказал он на прощание, – в предвкушении добрых встреч, откровенных разговоров. И не ошибся”.
Отмена недели
Обсуждение концепции очередного этапа реформирования системы образования на заседании правительства, назначенное на 19 февраля, не состоялось.
Накануне спикер Государственной Думы Геннадий Селезнев обратился к президенту с просьбой не форсировать события. Правительство, прежде чем рассматривать концепцию, должно дождаться результатов обсуждения ее в регионах и на съездах работников образования.
Ответил вице-премьер Олег Сысуев. Он согласился с Геннадием Николаевичем в том, что проект реформы плох. Но без преобразований, увы, не обойтись.
Премьер-министр Виктор Черномырдин принял решение отложить рассмотрение концепции. Когда к ней теперь вернутся – неизвестно. Зато во втором квартале нас ожидает новая “нормализация организационно-экономических отношений в сфере образования”. Что бы это значило?
Дата недели
КИНЕМАТОГРАФИСТЫ ОТМЕТИЛИ 95-ЛЕТИЕ со дня рождения Любови Петровны Орловой. Актриса необычайной красоты, комедийного дарования, она была любима советской публикой с той поры, как исполнила свою первую главную роль в кино. Это был фильм “Веселые ребята”, поставленный режиссером Григорием Александровым, ее мужем. И сегодня в кино- и видеопрокате большой популярностью пользуются художественные фильмы с участием Л.Орловой – “Цирк”, “Волга-Волга”, “Светлый путь”, “Весна”… Актриса была поистине звездой нашего кинематографа 30-40-х годов. Хотя звездами в то время называли в основном прекрасных представительниц американского кино. В послевоенное время Л.Орлова мало снималась. С грустью писала она своей подруге Ф.Раневской, что и в Театре имени Моссовета, где обе служили, для нее почти не находится ролей. Последние годы ее жизни – тяжелое время в биографии Л.Орловой. Зрители недоумевали, почему Любовь Петровна, которая выглядела на полвека моложе своих лет, редко появляется на сцене и на экране. Ответ на этот вопрос можно найти сегодня, прочитав изданную недавно книгу “Переписка Л.П.Орловой с друзьями”.
Надежда ТУМОВА, Валерий ЕРМОЛОВ, Наталья БУНЯКИНА
…И в феврале карман пустой
Справка о задолженности региональных бюджетов по заработной плате учителям (по данным Минфина и Минобразования России по состоянию на 11 февраля 1998 г.)
__
Как мы видим, за месяц “прогресс” составил 0,9 триллиона рублей. Не трудно подсчитать, что такими темпами с учителями рассчитаются только к лету. А там новая напасть – отпускные. Круговорот долгов в природе продолжается.
Хроника
Не воевать – строить
Недавно членов московского клуба главных редакторов пригласили в учебный центр Железнодорожных войск, расположенный в подмосковном поселке Загорянский.
Мне, бывшему старшине дивизиона, сразу стало ясно, что часть находится в жестких, требовательных, но рачительных руках – большая, хорошо ухоженная территория, капитальные теплые казармы, по-зимнему обмундированные солдаты, укрытая в хранилищах техника. Рядом – теплицы, где за сезон выращивают до 20 тонн огурцов, помидоров, зелени.
Самым важным в этой поездке был, безусловно, разговор с начальником Железнодорожных войск. Генерал-полковник Григорий Иосифович Когатько, Герой Социалистического Труда, заслуженный строитель России, доктор наук, профессор, был искренен и по-солдатски прям. Он не уходил от вопросов, не жаловался на трудности. В его устах многие, казалось бы, непреодолимые проблемы становились более приземленными. Недостаток финансирования – значит необходимо более рационально использовать имеющиеся средства. Не поступает современная техника – надо напрячь собственное НИИ Железнодорожных войск и имеющуюся ремонтную базу.
Особое беспокойство начальника ЖДВ вызывают солдаты-новички. Если ранее среди новобранцев было около 5 процентов с высшим образованием, то теперь – не более 1, вдвое снизилось число солдат со средним специальным образованием, почти втрое – со средним, около половины имеют неполное среднее и начальное образование. Все больше становится тех, кто вообще никогда не учился. 12 процентов юношей к дню призыва не вели какой-либо социально значимой деятельности. Отчасти проблему комплектования частей можно решить, заключая контракты с военнослужащими-сверхсрочниками. Но это не всегда по карману. Если на содержание солдата срочной службы расходуется около 12 млн. неденоминированных рублей в год, то на контрактника – 26-27 млн. К тому же после 5 лет службы ему необходимо предоставить отдельную квартиру, что в нынешних условиях почти невозможно.
Тепло говорил генерал-полковник о женщинах-военнослужащих, которых в Железнодорожных войсках 4700 человек. На вопрос, есть ли среди них неуставные отношения, ответ был краток: “дедовщины” среди дам в погонах нет, а вот “бабовщина” встречается.
Железнодорожные войска ведут свою историю с 6 августа 1851 года, со дня Высочайшего утверждения Положения об управлении С.-Петербургско-Московской железной дороги, согласно которому для охраны дороги и ее эксплуатации было сформировано 14 отдельных военнорабочих, две кондукторские и “телеграфическая” роты. Свой хлеб солдаты-железнодорожники никогда не ели даром. Только в военные годы они восстановили и построили 120 тыс. км железнодорожных путей. Беспримерным подвигом стало возведение в течение всего лишь 13 дней моста через Днепр в 1943 году в районе Киева. Мало кто знает, что первый воинский эшелон прибыл в еще осажденный нашими войсками Берлин 27 апреля 1945 года, для чего пришлось “расширить” несколько тысяч километров узкой европейской колеи. Оценка маршала Жукова была высшей: “Молодцы!”., А в наше время они построили 1449 “железных” километров Восточного БАМа от Тынды до Комсомольска-на-Амуре, возвели 1277 мостов и водоводов, массу других производственных и социальных объектов. Движение в Чечню целиком восстановлено Железнодорожными войсками, при этом попутно пришлось обезвредить более 3000 мин. В Москве отдельной бригадой, выведенной из Вильнюса, проложено 120 км трамвайных путей. Железнодорожные войска не воюют – строят…
Вячеслав НЕКРАСОВ
Фото автора
Комментарии