Двенадцатилетнее образование – в долг
С 3 по 5 июня в Москве прошла Международная научно-практическая конференция “Проблемы развития отечественного и международного законодательства об образовании”.
Круг участников был не нов. Возможно, поэтому казалось, что все речи произносятся далеко не в первый раз. Министр Александр Тихонов говорил о том, что наше образование – самое лучшее в мире, Председатель Комитета по образованию и науке Госдумы Иван Мельников нападал на реформу, представитель профсоюза “честил” и депутатов, и правительство.
В выступлениях двух иностранных участников – руководителя программы “Закономерности реформ в Совете Европы” Яна де Гроофа и профессора Лиссабонского университета Антонио Педро Барбас Хомен – было много общих фраз, которые в основном сводились к одному. Проблемы за рубежом те же, что и у нас: неразбериха в компетенции центральной и местных властей, фрагментарность законов и т.д.
Как всегда, был конкретен заместитель председателя комитета Олег Смолин. Он предложил в ближайшее время принять поправки к закону о моратории на приватизацию учреждений образования, в том числе о продлении сроков его действия еще на 5 лет.
Действительно содержательным был доклад ректора Университета дружбы народов Владимира Филиппова. Он провел настоящий ликбез, рассказав о совместной конвенции ЮНЕСКО и Совета Европы о признании квалификаций в области высшего образования в Европейском регионе, которая была принята в апреле 1997 года в Лиссабоне.
В документе не случайно говорится именно о признании, а не об эквивалентности дипломов о высшем образовании. Когда специалисты сравнили программы 17 американских университетов по специальности “журналистика”, в них оказалось только две общие дисциплины: история США и английский язык. Что же говорить об учебных программах разных стран?
Согласно лиссабонской конвенции, отказать в признании диплома можно только на очень веских основаниях – если в программах университетов есть существенная разница. Этот документ, кстати говоря, распространяется и на аттестаты о среднем образовании. Причем разные сроки обучения (10 лет в России и 12 лет в Европе) не могут являться причиной для отказа в признании аттестата, поскольку количество, как известно, не всегда переходит в качество.
Однако об этом важном документе, который уже подписали 44 страны, в нашей стране многие даже и не слышали. Россия, вместо того чтобы подписать конвенцию, собирается брать займ у Всемирного банка для перехода на 12-летнее школьное образование.
Наталья БУНЯКИНА
“Особые” дипломы
То, чего так опасались белорусские негосударственные вузы, свершилось.
По решению Совета Министров уже с текущего учебного года их выпускники начнут получать дипломы особого образца. Как это скажется на судьбе учебных заведений, где сегодня обучаются 30 тысяч студентов, предугадать несложно. Кто же станет выкладывать немалые деньги за “кота в мешке” – диплом, который неизвестно как будет котироваться на рынке труда?
Впрочем, другого решения ожидать не приходилось. В Белоруссии вообще плохо относятся ко всему негосударственному, в том числе и к вузам. Даже если они прошли “Сциллу и Харибду” аккредитации и аттестации.
Подобная же участь ждет и выпускников частных школ. С нового учебного года им начнут выдавать аттестаты также особого образца. Между прочим, негосударственных школ в республике до смешного мало – всего 14 с 1200 учениками. И вряд ли стоит ожидать увеличения этой цифры после подобных решений.
Светлана ГЕРАСИМОВА
Кандидаты наук “местного розлива”
В Сочи появились первые “свои” кандидаты наук: чтобы получить научную степень, им не нужно покидать родной край и ехать в другие города.
Теперь в Сочи при Научно-образовательном центре РАО создан свой диссертационный совет. На его первом заседании под руководством академика РАО М.Берулавы и были заслушаны первые диссертации по психологии Т.Решетовой и С.Печерской. Длительная дискуссия и тайное голосование совета подтвердили высокий уровень представленных работ и соответствие их авторов степени кандидатов психологических наук.
В эти же дни в Сочи на базе центра прошел Всероссийский симпозиум “Роль и место образования в развитии российского общества”. В его работе приняли участие ведущие московские ученые РАО, специалисты из Сочи, Казани и Ставрополя.
Андрей ЕМЕЛИН
День продлится месяц
День защиты детей в Якутии продлится целый месяц. Министерство образования республики объявило месячник под названием “Сердце отдаю детям”.
Несмотря на трагические стихийные бедствия в республике в последние дни, взрослые решили: празднику быть. Но на этот раз ставка сделана не на грандиозные шоу-однодневки, а на благие дела в помощь тысячам маленьких якутян.
Активно идет сбор денег, одежды, игрушек и книг, которые предназначены не только многодетным семьям, сиротам и детям с ослабленным здоровьем, но и пострадавшим от наводнения.
Впервые проходит массовый медосмотр будущих первоклассников в новом республиканском Центре материнства и детства, оснащенном лучшим оборудованием, здесь могут бесплатно обследоваться дети из многодетных семей. В Министерстве образования работают телефоны доверия для ребят и родителей, все спортивные комплексы в эти дни принимают детвору бесплатно, республиканский Фонд будущих поколений открывает счета для детей-сирот. С 20 июня 45 тысяч детей отправятся отдыхать в летние лагеря.
Все это стало возможным благодаря финансовой поддержке отдельных предприятий, ведомств, организаций – государственные деньги сейчас брошены на помощь в районы бедствия.
Впереди еще самое интересное: слет авиамоделистов, выставка технического творчества детей, спортивный праздник для дошколят “Папа, мама, я – спортивная семья” и, наконец, летние спортивные игры среди школьников.
Ольга СЛЕПЦОВА
Шахтерский синдром у педагогов
Международный день защиты детей вологодские педагоги отметили очередной акцией протеста.
Учительские делегации из 20 районов области вошли в Вологду с разных сторон и четырьмя колоннами двинулись по улицам города. Встретившись перед зданием областной администрации, пикетчики стали требовать губернатора. Спустя полчаса губернатор вышел к народу, пригласив всех желающих в Белый дом на переговоры.
Все чаще у педагогов наблюдается так называемый шахтерский синдром. Районные учителя уже неоднократно бастовали, голодали, перекрывали железную дорогу и автотрассы, даже блокировали пароходы с интуристами. На 15 мая задолженность бюджета перед образованием достигла 79 миллионов рублей. Вовремя получают деньги только педагоги Вологды и Череповца. В районах же задержка составляет два-три месяца, а в шести педагоги не получили зарплату за январь.
В ходе затянувшихся на три с лишним часа переговоров учителя передали губернатору требования профсоюзов: ликвидировать задолженность по зарплате, не допустить сокращения штатов, перевести районы на областное финансирование. В противном случае профсоюзы намерены призвать народ к актам гражданского неповиновения.
Губернатор пообещал учителям рассчитаться с долгами по зарплате и отпускным до 1 июля и выразил готовность к сотрудничеству.
Ольга БУРЧЕВСКАЯ
Кто вместо пионерии?
В филиале Музея революции, который называется “Обретая свободу”, открылась выставка, посвященная истории детских движений в России под названием “Все начинается с детства”.
С 1990 года – времени распада пионерской организации – в России возникло около 600 различных детских объединений. В стране, где все школьники поголовно были “юными ленинцами”, произошел коренной перелом. Детское движение вышло за рамки школы. Появилось огромное количество независимых организаций, каждая из которых самостоятельно избрала себе цели и задачи.
На выставке представлено около 50 московских и подмосковных детских объединений: юные моряки, летчики, ракетостроители, туристы, художники, инспектора ГАИ, кружевницы, автогонщики, водолазы, железнодорожники и многие другие.
Отдельно в ретроспективе представлены скаутское и пионерское движения. Среди экспонатов – фотография основателя скаутского движения в России О.Пантюхова (1909), вещи с символикой участника I Всероссийского слета пионеров 1929 года, раритетные экземпляры газет, книг и брошюр, издававшихся этими организациями.
Ребятам, пришедшим в музей, откроется огромный мир детства, наполненный радостью и творчеством. Выставка предназначена для тех, кто ищет свое место в сегодняшнем дне и уже думает о завтрашнем.
Елена ДИШКЕ
С родителей требуют клятву
Правительство Латвии все-таки приняло рекомендованные Верховным комиссаром ОБСЕ Максом Ван дер Стулом поправки к закону о гражданстве.
Теперь “дети независимости”, родившиеся на территории Латвии после 21 августа 1991 года у родителей-неграждан, могут получить латвийское гражданство, если их родители подадут соответствующее заявление. Правда, получить синий паспорт гражданина без проблем сможет только выпускник латышской школы. Остальным придется сдавать экзамен по государственному языку или предъявить документ, удостоверяющий достаточные знания.
Верховный комиссар ОБСЕ рекомендовал правительству Латвии предоставлять гражданство без всяких условий и оговорок.
Однако текст поправок остался без изменений. Одновременно с заявлением родителям предписывается давать торжественное обещание: “Клянусь способствовать интеграции ребенка в Латвии, освоению им латышского языка и воспитывать патриотичность ребенка по отношению к государству”. Интересно, как на подобные штрихи к закону отреагируют в России, Брюсселе и в мире?
Но даже в таком виде поправки необходимы. Комиссар Совета стран Балтийского моря по вопросам прав человека Оле Эсперсен во время последнего визита в Латвию сделал прогноз: “Если Сейм до июля не примет утвержденные правительством изменения, ваша страна окажется в изоляции”.
Татьяна ЯНСОНЕ
Комментарии