search
main
0

Дневник

Создается новое независимое демократическое образовательное движение – Форум “Российская школа”

Меморандум

Кризис школьной политики

Российская школа – в критической ситуации. Зарплата учителя, работающего почти на две ставки, сегодня меньше реального прожиточного минимума на одного человека. Кризис и последующий рост потребительских цен резко уменьшили реальную зарплату учителей, и до того предельно тощую. Однако какие-либо конкретные шаги по разрешению этой ситуации не только не совершаются, но даже всерьез не обсуждаются.

Критическое состояние школы – во многом результат общероссийского экономического кризиса. Но не только. Экономический кризис лишь предельно обострил, в считанные недели усугубил проблемы, неуклонно нараставшие в школе за последние годы, вызванные неадекватной или попросту отсутствовавшей образовательной политикой.

Кризис школьной политики имеет не только экономическое измерение. До сих пор не решен ряд системных вопросов бытия и развития российской школы:

отсутствуют внятная федеральная стратегия и программа развития образования;

в явно неудовлетворительном состоянии находится нормативно-правовая база школы;

слияние Минобразования и Госкомвуза превратило школьный сектор в малозначимый “придаточный департамент” министерства;

нет реальных экономических механизмов жизнеобеспечения школы;

проблема государственных стандартов общего образования – в тупике;

нет действенной программы воспитательной и социальной работы школы, противодействия негативным социальным тенденциям (детская и подростковая наркомания, преступность, безнадзорность, молодежная безработица);

застыли процессы обновления содержания и технологий образования; учебные программы и учебные планы давно отстают от потребностей жизни;

растет бессмысленная перегруженность школьников, здоровье учеников катастрофически ухудшается.

Ресурс свободы

Но, несмотря ни на что, российская школа жива, развивается, отзывается на запросы времени – силами и творчеством учителей, родителей, инициативами директорского и управленческого корпуса, прогрессивных ученых. Во многом достигнута заявленная Законом “Об образовании” самостоятельность школы; возникает реальное школьное многообразие, складывается практика вариативного образования; становятся реальностью ценности личностной и гуманистической педагогики; растет инновационное движение в образовании.

За исторически короткий промежуток времени школа смогла осознать и освоить значительнейший ценностный, реальный и глубоко демократический ресурс свободы – ценность свободы развития и самоопределения ребенка, свободы педагогического творчества учителя, права образовательного учреждения на собственный путь развития.

Закручивание гаек?

Однако в последнее время появились тревожные симптомы регресса в российской школе. Возникают совершенно неадекватные образовательные законопроекты. Обнародуются не выдерживающие критики проекты “обязательного минимального содержания” школьного образования на его различных ступенях. В ряде регионов сворачивается экспериментальная и инновационная работа. Под предлогом экономии средств возникают идеи об увеличении нагрузки учителя и наполняемости классов. Учащаются попытки запрета на законное привлечение школами внебюджетных средств. Школы вновь задавлены тотальными проверками, надуманным лицензированием, аттестациями. Создается впечатление, что в школе вновь начинается эпоха закручивания гаек.

При этом институт российской школы остается незащищенным и дезинтегрированным. Фактически отсутствует какой-либо значимый общественный орган, представляющий интересы российской школы. Конечно, существует и порой результативно работает ряд локальных образовательных общественных объединений, однако они действуют порознь. В результате сегодня в государственной и общественно-политической жизни, в средствах массовой информации интересы образования, по сути, подавлены, голос российской школы не слышен.

Образование

для демократии

Прогнозируемый рост общественно-политического веса школы побуждает многих политиков перед предстоящими парламентскими и президентскими выборами активизировать контакты с образовательным сообществом. Более того, опыт ряда региональных и муниципальных выборов показывает, что образовательно- ориентированные программы различных кандидатов являются значимым фактором в глазах избирателей. Но в целом пока открытым остается принципиальный вопрос: действительно ли школа как огромный общероссийский институт сумеет активно, на пользу себе использовать свой явный электоральный капитал или же она окажется просто картой в политической игре? Той картой, о которой игроки, как это уже не раз бывало, забудут через неделю после подсчета бюллетеней?

А ведь вопрос касается не только школы. Школа остается едва ли не единственным социальным институтом, обладающим большим доверием родителей, а это десятки миллионов россиян. Школа вне политики, но ее влияние на базовые общественные установки, на ценности демократии и свободы или тоталитаризма и закрепощения личности – это влияние велико и неустранимо ни в какую эпоху, ни при каком строе. Школа может быть для ребенка вторым домом или казармой. Она может стать очагом возрождения страны или плацдармом реакции. Наивно полагать, будто школа только просит у общества и государства, – важнее то, что школа дает обществу и государству.

Школа – единственный в своем роде институт, отражающий коренной интерес всего общества – его заботу о будущем. Более 30 миллионов человек в России учатся или учат, со школой связаны десятки миллионов родителей. Но сегодня вес образовательного сообщества, его влияние на решение общегосударственных проблем совершенно не соответствуют реальной роли школы в жизни и развитии страны.

Сложившаяся ситуация непроста, и ее нельзя изменить в одночасье. Потребуется длительное стратегическое сотрудничество самых разных людей и организаций, учителей и родителей, объединенных идеей достоинства, свободы, развития – ребенка, семьи, школы.

Принимая во внимание все вышесказанное, мы выступаем за создание независимого демократического образовательного общественного движения – Форума “Российская школа”.

Наши цели:

утверждение роли и значения школы как демократического института формирования российского гражданского общества;

достижение общественного согласия на поле образования ради интересов ребенка, школы, страны;

защита детства, разработка мер по укреплению здоровья детей, оптимизации нагрузки учащихся, системы жизнеобеспечения ребенка в школе;

выработка системы первоочередных мер по стабилизации и укреплению российской школы, а также среднесрочной и долгосрочной стратегии ее развития;

обновление содержания, методов, форм школьного образования, развития современной философии образования, новых образовательных технологий; поддержка инновационного движения в российской школе;

подготовка и продвижение конструктивных предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы образования, по внесению изменений в Федеральный закон “Об образовании”, в налоговое федеральное и местное законодательство, разработка Образовательного кодекса РФ;

создание нового экономического механизма функционирования и развития школы;

социальная поддержка учителя; разработка новой системы оплаты учительского труда – с базовой ставкой начального разряда для педагогов, равной реальному прожиточному минимуму; содействие политике, направленной на становление учительства как основы российского среднего класса;

развитие эффективных схем общественно-государственного соуправления школой и его экономических основ с участием родительских и попечительских советов, межведомственных структур, местных сообществ;

организация электоральной поддержки общественно-политических сил, имеющих прогрессивные образовательно-ориентированные программы;

разработка и участие в реализации целевых федеральных и региональных программ развития образования;

содействие росту образовательного сознания в обществе.

Предлагаемые направления работы:

организация и развитие профессиональной коммуникации внутри образовательного сообщества: регулярное проведение различных конференций, “круглых столов”, семинаров, создание специальных средств массовой и сетевой информации, печатных и электронных;

юридическая защита законных прав и интересов детей, родителей, учителей, школ; создание общественного института образовательного права;

информационная, телекоммуникационная, методическая поддержка учителей; создание общественной методической службы;

взаимодействие с федеральными и региональными органами законодательной и исполнительной власти, направленное на поддержку и развитие школы; борьба за качественное улучшение правовых, налоговых, экономических, культурных условий работы школы; привлечение ведущих аналитиков, экспертов, политиков к разработке и проведению в жизнь необходимых мер;

участие в создании и реализации межрегиональных и местных программ развития образования – в развитии нормативно-правовой и экономической базы школы, отработке перспективных моделей управления, обновлении содержания и технологий образования; содействие становлению местных и межрегиональных партнерских структур форума;

расширение круга заинтересованных участников и партнеров образовательного сообщества;

образовательно-ориентированная работа со средствами массовой информации;

сотрудничество со всеми представителями образовательной, научной, деловой общественности, различными общественно-политическими движениями, разделяющими ценности свободного развития личности, гражданского общества, основных демократических прав и свобод человека, поддержки и развития российской школы.

Форум “Российская школа” открыт к сотрудничеству. Мы приглашаем всех, кому дорого образование, к участию в форуме, к партнерству, к совместной работе!

Из ваших голосов сложится общий голос российской школы – это и есть форум!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте