Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования все больше входит в нашу жизнь, подвигая нас – педагогов современной школы – к творческому поиску в решении задачи воспитания высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России.Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся.
Системно-деятельностный подход в обучении позволяет учитывать: – индивидуальные возрастные, психологические и физиологические особенности обучающихся; – роль и значение видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий, обеспечивающих рост познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. Именно такой подход в рамках ФГОС НОО будет в наибольшей степени способствовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. В результате осмысления системно-деятельностного подхода у меня возникла и была реализована идея совместной работы учителя и логопеда на уроках русского языка в начальной школе, то есть был создан бинарный урок. По Ю. Самарину технология бинарного урока используется на четвертом уровне системности знаний и позволяет показывать связь различных предметов, делая обучение целостным и системным. Мы несколько переосмыслили идею бинарного подхода, применив ее для работы с детьми, испытывающими трудности в обучении. В совместной работе с учениками педагог определяет следующие цели: – развивать навыки грамотного, безошибочного письма; способствовать уменьшению количества дисграфических ошибок в письменных работах учащихся; – способствовать развитию слухового внимания и памяти учащихся; – развивать учебную компетенцию учащихся.Деятельность учителя-логопеда на уроке способствовала: – развитию фонологической компетенции учащихся в наиболее важный для этого период – период овладения фонетическим принципом письма;- закреплению полученных навыков у учащихся, посещающих специальные логопедические занятия;- оказанию поддерживающей помощи детям группы риска;- созданию психологически и физиологически комфортной ситуации на уроке посредством активизации разных каналов восприятия;- повышению качества овладения учебным материалом.Наша совместная работа началась с анализа проблемы и разработки планирования на базе тематического планирования по программе Рамзаевой к учебнику «Русский язык», 2-й класс. Основной этап работы заключался в создании и проведении раз в неделю совместного занятия. На заключительном этапе работы мы планировали провести анализ письменных работ учащихся и оценить эффективность данной работы. Детям очень понравилась новая форма занятий. Учащиеся активно включались в процесс урока. Созданию эмоционально-положительной, комфортной ситуации на уроке способствовало использование разных каналов восприятия и переработки информации:- двигательного (отхлопывание заданий); – слухоречевого (проговаривание вслух); – зрительного (использование наглядного материала, чтение); – кинестетического (письмо). В течение занятия происходило частое переключение с одного анализатора на другой, и, благодаря этому, дети с определенным типом восприятия (визуалы, аудиалы или кинестетики) могли опереться на сильные стороны своего психологического «я» и в то же время развивать его слабые стороны.На занятиях учащиеся вели «Дневнички помощи», куда вклеивали листочки-памятки с наиболее важными сведениями по теме занятия. В создании некоторых памяток дети участвовали сами. В начале года в классе был проведен конкурс на лучшее название дневничка, и ребята решили назвать его «Хранитель».На обычных уроках русского языка учащиеся используют дневнички как справочный материал. На сегодняшний день в дневничках накоплены уже 17 памяток.Мы стремились способствовать развитию слуховой памяти и внимания, это процесс длительный, зависящий от многих факторов, и работа над ним продолжается. За год проведенных занятий нам удалось снизить количество дисграфических ошибок в письменных работах учащихся. На формирование учебной компетенции, по нашему мнению, положительное влияние оказал факт создания и ведения учащимися «Дневничка помощи». При необходимости дети пользуются им на уроках русского языка, помогая себе, например, при разных видах разбора слов.Что касается усвоения учащимися учебного материала, то трудно отследить эффективность именно этой технологии. Учебный материал постоянно усложняется, и как бы дети усваивали его без использования бинарных уроков, неизвестно. Надеемся, что такая форма психолого-педагогического сопровождения оказала и окажет еще свое положительное воздействие и поможет учащимся в их движении вперед.Таким образом, логопедическая служба школы и лаборатория учителей начальных классов находятся в тесном контакте друг с другом, в котором происходит обмен технологиями, взаимопроникновение образовательных, коррекционных и здоровьесберегающих методов и приемов работы, обеспечивающих необходимые условия для развития личности и индивидуального прогресса ученика.Наталия ЕЛИСЕЕВА, учитель начальных классов;Каринэ ШАФЕЕВА, логопед ЦО «Школа здоровья» №1071
Комментарии