search
main
0

Дмитрий ЖЕМЧУЖНИКОВ, победитель городского конкурса «Педагог-внешкольник Москвы-2011», педагог дополнительного образования школы №1220: Ставки сделаны – ставок больше нет!

В очередной раз, принимая студентов на педагогическую практику в школу, удивляюсь и радуюсь: отличная подготовка, живой взгляд на проблемы преподавания, реальное знание современных методик… А еще готовность работать через «не могу», до результата. Плюс настоящее желание что-то изменить и измениться самому.

Результаты недавнего опроса радиостанции «Эхо Москвы» в определенной степени стали откровением: оказывается, 78% родителей хотели бы для своих детей педагогов-ветеранов, а не молодых специалистов. Конечно, следует учитывать возрастную категорию слушателей радиостанции, настороженное отношение граждан к новому, благие намерения родителей. Но все же… Мы привыкли говорить, что школа – очень консервативный, инерционный общественный институт, однако школа – это прежде всего учителя  (подготовленные к учительскому труду люди со свойственным им типом мышления). Поэтому, чтобы сдвинуть с места реформу образования, недостаточно повысить фонд оплаты труда или купить груду компьютерного оборудования. Примем, поставим на учет, отрапортуем… Но суть ведь не только в этом. Прежде всего нужно работать с сознанием самого «властелина умов» – педагога. Делать это позитивно, результативно, что, к сожалению, не всегда возможно. Проблема связана со сменой парадигм образования. Идеи последних десятилетий – гуманизация, личностно ориентированный подход –  могут ли реально быть восприняты большинством педагогов? При том, что учителей, воплощавших идеи гуманизации и свободного развития, Макаренко называл педагогическими бестиями и указывал, что им не место в школе? В этой связи уместно заметить, что большинство учителей-ветеранов воспитаны на идеях Макаренко, а не Амонашвили. Смена парадигмы (фактически – мировоззрения) есть процесс сложнейший, в большинстве случаев невозможный. Вы когда-нибудь задумывались о том, сложно ли переучить учителя? Исходя из особенностей нашей профессии – почти невозможно. Работает лишь простая схема: повысил квалификацию – аттестовался и снова – «к доске». Но каждый год в школу приходят новые дети, снова слышны жалобы, что они хуже прежних. А они – не хуже. Они другие. Просто увеличивается разрыв поколений, и все сложнее с детьми находить общий язык. Трудно найти общий язык и правильную мотивацию уже при разнице с учениками в 15-20 лет. Дальше – соприкосновение на уроке двух параллельных миров. Не все, конечно, так мрачно. Есть великолепные педагоги старшего поколения, профессионально не выгоревшие и не закосневшие, для которых данной проблемы не существует. Но это, мягко говоря, не массовое явление.В конце октября я давал мастер-класс на городском семинаре для учителей-информатиков с большим опытом работы, проходящих курс повышения квалификации в МИОО. Была предложена оригинальная адаптация к школе метода ситуационного анализа (кейс-метода). Все под новые стандарты и известные (год от года выявляемые тестами PISA) дефициты наших учащихся: компетентностный подход, нестандартные задачи, анализ информации, принятие решений. При обсуждении урока меня неприятно поразил главный вопрос слушателей: «А в каком разделе школьного курса информатики место этому уроку? ЕГЭ такой сложный, а часов так мало… Так что отстаньте с этими глупостями!» Год назад тот же мастер-класс я показывал в рамках акции «Учителя года – молодым учителям». Живое обсуждение выявило множество вариантов применения метода. Ни тени сомнения не вызвал тезис о том, что, потратив несколько часов на развитие логического и аналитического мышления, дети легче и быстрее воспримут обязательный объем знаний. Но, наверное, самое главное впечатление от того урока – благодарное и деятельное принятие нового в свой методический арсенал.Истина, как всегда, где-то посередине. Должен быть найден в школе разумный баланс между опытными ветеранами и новобранцами с горящими глазами, должны быть созданы необходимые экономические условия, включая учительскую пенсионную реформу. Но пока баланса нет. Устроиться в московскую школу выпускнику педвуза – редкое чудо. И это по восьмому разряду, на копейки, на любом расстоянии от дома! Директора разводят руками: должности замещены, ставок больше нет… Ставки сделаны, господа! Не ошиблись ли вы?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте