30 ноября Президент России Дмитрий Медведев обратился к Федеральному Собранию с ежегодным Посланием. Значительная его часть была посвящена проблемам детства. Как сказал глава государства, «забота о будущих поколениях – это самые надежные, умные и благородные инвестиции. Считаю, что нам жизненно необходима эффективная государственная политика в области детства. Политика современная, политика, которая отвечает интересам национального развития. И именно поэтому в нынешнем послании я уделю этой теме самое главное внимание».
В первую очередь президент остановился на мерах по улучшению демографической ситуации: «По сравнению с 2005 годом рождаемость в России увеличилась более чем на 21 процент. Младенческая смертность сократилась на четверть. В прошлом году впервые за 15 лет нам удалось выйти на рост численности населения России. Во многом это, конечно, результат работы материнского капитала, национального проекта «Здоровье» и других мер социальной поддержки семей.Мы взялись за демографическую проблему всерьез и надолго, но должны понимать, что в ближайшие 15 лет будут сказываться последствия демографического спада 90-х годов, а число женщин так называемого репродуктивного возраста значительно сократится. И это серьезная угроза, это вызов для всей нашей нации».Дмитрий Медведев призвал повысить доступность и качество медицинской помощи матерям и детям, развивать программу родового сертификата, провести технологическую модернизацию детских поликлиник и больниц, а также поручил с 2011 года проводить углубленную диспансеризацию школьниковПрезидент заявил, что для многодетных семей должен быть создан режим наибольшего благоприятствования, и предложил распространить на всю Россию опыт Ивановской области, где при рождении третьего ребенка решили бесплатно выделять земельный участок под строительство жилого дома или дачи. Также глава государства призвал руководителей всех субъектов РФ подумать о региональном «материнском капитале». Кроме того, прозвучало предложение для семей с тремя и более несовершеннолетними детьми ввести дополнительные налоговые преференции, «в частности увеличить размер налогового вычета до 3 тысяч рублей в месяц на каждого ребенка начиная с третьего».Отдельно Президент РФ остановился на «болезненном для молодых семей вопросе» – дефиците мест в детских садах: «Куда бы я ни приезжал, где бы я ни был, практически всегда во время встреч с людьми мне задают этот вопрос. На начало года в очереди в детские сады стояло 1 миллион 684 тысячи детей. В эту очередь записываются зачастую, по сути, до рождения ребенка. И именно из-за нехватки детских садов молодые семьи часто откладывают рождение детей или ограничиваются одним ребенком. В этом контексте поручаю сделать следующее. Во-первых, во всех регионах реализовать программы реконструкции старых и строительства новых детских садов, отвечающих современным требованиям, или предоставить под них соответствующие помещения… Во-вторых, поддержать вариативные формы дошкольного образования, в том числе систему негосударственных детских учреждений и семейных детских садов, рассмотреть возможность снижения арендных ставок и установления льгот по налогу на имущество для новых видов детских садов, в том числе семейных детских садов. В-третьих, для детей, которые не посещают детские сады, необходимо создать дошкольные группы в общеобразовательных школах».Дмитрий Медведев остановился и на таких серьезных проблемах, как защита детей от насилия, адаптация воспитанников детских домов, создание полноценных условий для активной жизни детей-инвалидов, безопасность летнего отдыха. «И местные администрации, и органы надзора должны заранее, то есть практически сейчас, позаботиться о подготовке к следующему летнему сезону, – сказал президент. – Этими вопросами должны заниматься и уполномоченные по правам ребенка, которые есть уже в 58 регионах нашей страны. Я, кстати, полагаю, что этот институт мог бы быть создан практически в любом субъекте Федерации».Воспитание будущих поколений, заметил глава государства, самым тесным образом связано с модернизацией системы образования: «В ходе реализации инициативы «Наша новая школа» уже обновлен стандарт начальной школы, подготовлены стандарты для среднего и старшего звена. Важно и то, что в Год учителя у нас появились квалификационные требования к педагогам, порядок их регулярной аттестации и профессиональной переподготовки». Кроме того, по мнению президента, учителям надо создать возможности для стажировки в лучших школах и повышения квалификация в ведущих вузах страны. В 2011 году на эти цели из федерального бюджета планируется выделить более 2 миллиардов рублей. Однако свою финансовую поддержку должны также оказать и региональные и муниципальные органы.«Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать», – привел слова Уинстона Черчилля Дмитрий Медведев. – Сегодня эту власть надо направить на то, чтобы раскрыть способности каждого ребенка и максимально подготовить его к выбору профессии. Поэтому, на мой взгляд, требуется уделить внимание следующему.Первое. В течение 2011 года для каждой школы надо создать проект школы будущего – видение того, как может развиваться школа. Разработка таких проектов – это, конечно, дело прежде всего учителей, нынешних и бывших учеников, родителей. Но я считаю, что региональные власти могли бы разработать механизм их реализации, привлекая в необходимых случаях бизнес.Второе. Необходимо завершить создание общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей. Возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей. Поручаю правительству учесть эту рекомендацию при внедрении новых образовательных стандартов и разработать норматив подушевого финансирования на педагогическое сопровождение одаренных детей.Третье. Современные дети не такие, как были мы… Они отлично ориентируются в мире коммуникаций, привыкли к новым способам поиска информации, любят пользоваться самыми разными технологическими новинками… Использование в обучении самых современных информационных программ и высокотехнологичных продуктов надо сделать нормой и обязательно предусмотреть в новых стандартах. И учителя обязательно должны всему этому учиться. Недопустимо, когда в школе ученики понимают современные коммуникации лучше, чем учителя…Четвертое. Воспитание детей – это задача не только системы образования, но и отечественной культуры, общества в целом. Нам необходимо создать новые качественные фильмы, и они должны быть интересны современным детям. Давайте вспомним, какое влияние на развитие целых поколений оказывала, к примеру, захватывающая научная фантастика (мы все читали ее), которая увлекала ребят и звала совершать собственные открытия. Целое поколение выросло на этих книжках.Пятое. Больше внимания нужно уделять патриотическому воспитанию молодежи. Да, необходимо серьезно обновить эту работу, но некоторые традиционные методы, например военно-патриотические игры, востребованы и сегодня. Они выработают и командный дух, и сильный характер и формируют навыки поведения в самых сложных условиях.Особо отмечу значение деятельности отрядов, устанавливающих имена погибших солдат. В этот год, год юбилея Победы, они многим помогли узнать места захоронения своих близких. В таких экспедициях молодежь действительно получает навыки истинного патриотизма – не показного, а истинного…Шестое. Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни. Разумеется, этот вопрос касается не только детей. Мы, старшие, сами должны подавать соответствующий пример. Всему нашему обществу пора преодолеть инфантилизм в вопросах здорового образа жизни».Остановившись затем на других направлениях государственной политики, Дмитрий Медведев завершил свое послание такими словами: «По большому счету все, что мы делаем, мы делаем для тех, кого любим сильнее всего – для наших детей, потому что мы хотим, чтобы они жили лучше нас».КомментарийГалина МЕРКУЛОВА, председатель Общероссийского профсоюза образования:- Послание Президента РФ Федеральному Собранию широко обсуждается в обществе, высказываются разные взгляды и даются очень противоречивые комментарии. Для многих ожидания от послания не оправдались, особенно для тех, кто наделся, что в нем будут обозначены вопросы, связанные с модернизацией социальной сферы или новыми программами по повышению качества жизни.Превалирующая в послании «детская» тема, конечно, не может подвергаться критике. Трудно спорить с заявлением, что «забота о будущих поколениях – это самые надежные, умные и благородные инвестиции». И с тем, что «нам жизненно необходима эффективная государственная политика в области детства». Это действительно так!Но мы, представители самой крупной общественной организации в образовании, уверены, что создание условий «для раскрытия способностей тех, на кого мы очень надеемся, то есть наших детей, нашей молодежи» следует начинать с создания благоприятных условий жизни и труда воспитателей, учителей, преподавателей – всех, кто обеспечивает развитие и становление подрастающего поколения.Педагогическое сообщество, конечно, рассчитывало на то, что в послании президента системе образования будет уделено более пристальное внимание, тем более в Год учителя!Если говорить о дошкольном образовании, наверное, здесь недостаточно обозначения проблемы очередей в детские сады или предложений о поддержке вариативных форм дошкольного образования. Такие точечные меры вряд ли смогут привести к реальному улучшению ситуации.Сегодня, говоря об институте уполномоченного по правам ребенка, стоит говорить и о создании института уполномоченных по правам педагогов! Не секрет, что за последнее время участились случаи нарушения прав работников образования, угрозы их жизни и здоровью, идущие со стороны родителей и даже детей! Это недопустимый факт!Уверена, что сегодня назрела острая необходимость в создании правовых документов, регулирующих отношения всех сторон образовательного процесса, – учителей, учащихся и родителей. Возможно, следует внести в широко обсуждаемый проект закона «Об образовании в Российской Федерации» статьи, не только предусматривающие многочисленные обязанности учителя, но и четко фиксирующие их права, а также ответственность родителей перед школой за воспитание и образование своих детей.Приводя слова Черчилля об учителях, президент отметил, что власть учителей «надо направить на то, чтобы раскрыть способности каждого ребенка и максимально подготовить его к выбору профессии». Это несомненно! Но прежде необходимо предоставить учителям эту власть, необходимо способствовать повышению престижа профессии педагога. И коль скоро ко всем учителям, где бы они ни работали, предъявляются единые требования, необходимо создавать и равные условия их труда.Каждая из задач, обозначенная в послании, чрезвычайно важна, требует системного, комплексного решения и, конечно, значительных финансовых ресурсов. Но, учитывая, что на сегодня практически принят федеральный закон о бюджете на 2011-2013 годы, трудно рассчитывать на их решение в ближайшие годы. Так что Послание Президента РФ Федеральному Собранию можно обозначить как взгляд в будущее.
Комментарии