По данным Росстата, в стране сегодня 310 тыс. государственных и муниципальных учреждений в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта и социального обслуживания. Цель, которая стоит перед правительством и вообще перед государством, – сделать качество их работы принципиально иным.
2012 год во многом стал переломным как минимум с точки зрения оплаты труда. Выросли зарплаты работников бюджетной сферы. По сравнению с предыдущим годом средняя заработная плата учителей выросла более чем на 20%. Дальнейшее увеличение зарплаты бюджетников будет идти в соответствии с утвержденным графиком (и, конечно, зависеть от квалификации специалистов и качества оказываемых услуг, потому что и сами по себе наши люди тоже должны понимать: новая зарплата предполагает новое качество работы). Одним из знаковых событий прошлого года стало принятие закона «Об образовании в Российской Федерации». Обсуждение этого закона, хотел бы сказать, показало все-таки, как важны такие дискуссии и изучение экспертного и общественного мнения. Конечно, сейчас нужно следить уже за правоприменением. Мы не должны догматизировать ни один нормативный акт, если что-то не работает, надо корректировать, менять, улучшать. Но сейчас очевидно, что этот закон в любом случае отражает динамику изменений в современном образовании и предоставляет дополнительные возможности учащимся, которые проявили выдающиеся способности, а также тем, кто нуждается в социальной и правовой поддержке, регламентирует условия экспериментальной, инновационной деятельности в сфере образования. Всего этого в прежнем законодательстве не было. Дошкольное образование – это тот фундамент, который определяет все последующее развитие ребенка. Сегодня разрабатывается специальный стандарт дошкольного образования. Важно, чтобы Правительство РФ и Министерство образования и науки РФ оказали регионам и дошкольным учреждениям организационную и методическую поддержку в этом вопросе. В 2012 году неплохие результаты достигнуты в модернизации региональных систем общего образования. Я напомню, что объем финансирования этого проекта из федерального бюджета составляет 120 млрд рублей в течение трех лет. Концентрация таких внушительных средств и идеология проекта позволяют распространить лучшие практики по регионам, а регионам – полноценно исполнять свои обязательства. Дети должны учиться в современных и достойных условиях и в больших городах, и в маленьких поселках. Это непременное требование. Но не менее важно обеспечить необходимое качество учебных программ, повысить их воспитательную составляющую. Новый стандарт введен в начальной школе, утвержден для основной и средней школы. Несмотря на растущую конкуренцию, наши ребята успешно выступают на международных олимпиадах. Кстати, это, мне кажется, очень важный показатель конкурентоспособности нашего образования, потому что всегда есть драматические оценки, полярные оценки, скажем так: от такой, что наше образование самое лучшее, оно произрастает из советского и даже царского образования, до, естественно, взаимоисключающей позиции – было хорошее образование, его разрушили за последние годы. Ситуация и не такая, и не такая. Мы имеем образование, в котором есть колоссальный потенциал и огромный груз накопленных за последние десятилетия проблем (и не только последние десятилетия, идеализировать ничего не надо, в том числе и советское образование). Но то, что наши так выступают на международных олимпиадах, показывает: у нас есть школа, и это не только академическая школа, подчеркиваю, это не только классическое образование, это все-таки школьные методики, возможности объяснить ребятам, что и как нужно делать, причем в самых современных областях знаний. Они по информатике выступают блестяще, это же не оттого, что у нас раньше было хорошо, это все равно новая область. Она связана с математикой, где у нас выдающиеся позиции были, но все равно это здорово. Мы скоро у себя будем принимать международные школьные олимпиады. Может, это не такое масштабное событие, как Олимпиада в Сочи, но оно не менее приятное. В 2013 году у нас будет проходить олимпиада по химии, в 2015-м – по географии, в 2016-м – по информатике. Это опять же означает признание того, что мы на хорошем уровне. Начал работать Национальный координационный совет по поддержке молодых талантов России. Рассчитываем, что в 2013 году охват детей программами дополнительного образования увеличится почти на 60% . В школе должны, конечно, работать современные учителя, талантливые учителя, независимо от возраста, естественно. Многие субъекты Российской Федерации (их 20 штук всего) принимают такие меры поддержки молодых учителей, как единовременные выплаты, ежемесячные надбавки к зарплате в первые два-три года работы и предоставление жилья. Я считаю, что это очень правильная практика, и, конечно, мы ее будем поощрять. Для молодых учителей действует специальная программа ипотечного кредитования. Где-то лучше, где-то хуже, но в целом она действует.
Комментарии