Встреча участников федерального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России-2016» с Дмитрием Ливановым на установочном семинаре в Москве стала уже традиционной. В этом году она состоялась в четвертый раз. Темп вопросов-ответов был очень динамичным. Министра спрашивали о разном, но действительно важном: когда прекратится двойная нагрузка на учителя по ведению электронного и бумажного журналов; что делать с низкой скоростью интернета в сельских школах из труднодоступных населенных пунктов; действительно ли вузы искусственно сокращают бюджетные места; дадут ли возможность школьникам, провалившим сдачу ЕГЭ, возможность пересдать хотя бы один предмет не осенью, а летом, в резервные сроки. За час, что продлилась встреча, педагоги успели задать много вопросов и получить на них ответы. Вел встречу главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец.
«Это уже традиционная встреча с участниками конкурса «Учитель года», – сказал Дмитрий Ливанов, приветствуя финалистов 2016 года. – Почему она важна для меня и моих коллег из министерства образования и науки России? Фото Марии Голубевой
Во-первых, для нас важен сам конкурс. Я считаю, что это самый значимый профессиональный конкурс, который существует в нашей стране – и в силу значимости профессии учителя, и в силу истории этого конкурса, и в силу высокого авторитета, который он имеет, и той системы принятия решений – прозрачной и честной, – которая есть на конкурсе.
Второе. Для нас важно прямое общение с вами, мы считаем вас лидерами образования, теми людьми, которые были признаны в регионах лучшими педагогами. Это важно для того, чтобы напрямую от вас получить мнения, комментарии, критику относительно того, что в целом происходит в образовании. Очень важно и то, чтобы опыт и практика, которую вы демонстрируете в течение конкурса, максимально широко распространялась в системе образования. Вы являетесь носителями уникальных компетенций и педагогических практик. Важно аккумулировать этот опыт, чтобы к нему имели доступ все учителя нашей страны.
Третье, что я хотел бы отметить. Наша встреча, конечно, – не часть конкурсной процедуры. Мы общаемся с вами неформально. Цель нашего общения – обсудить реальные проблемы. И для вас – услышать мнение министерства образования и науки, а для нас – понять вашу позицию по актуальным вопросам.
Поскольку времени не очень много, давайте перейдем непосредственно к общению».
Первый вопрос министру задал Максим Рыжов, учитель биологии школы №619 из Санкт-Петербурга:
– Часто ли вы бываете в школах?
– Я, конечно, бываю в школах, в каждой моей командировке. А они происходят довольно часто. На прошлой неделе у меня было три командировки, я был в Чеченской Республике, Республике Марий Эл, Республике Татарстан. На этой неделе я побывал в Кемеровской области, завтра буду в Костромской. Конечно, сейчас интенсивность поездок и посещений школ выше, поскольку проходят региональные педагогические конференции, и мы пытаемся принять участие в как можно большем их числе. Я никогда не работал в школе, не был работником общего образования, но из 30 лет моей трудовой деятельности 20 лет я работал в вузе и прошел все ступени, начиная с аспиранта, научного сотрудника, не пропустив ни одной до ректора. Потому для меня очень важно регулярно обсуждать проблемы школ, чтобы быть в курсе. И, естественно, я опираюсь в работе на мнения коллег. Должен отметить, что все, кто в министерстве занимается общим образованием, имеют опыт школьной работы и это очень важно».
Борис Сергеев, учитель географии школы села Нижние Прыски Козельского района Калужской области, спросил Дмитрия Ливанова о вероятности введения обязательного ЕГЭ по географии:
– В прошлом году состоялся Всероссийский географический диктант, его написали плохо, но географы рады, потому что есть вероятность, что государство большее внимание обратит на географическое образование. Каковы перспективы введения обязательного ЕГЭ по географии? Обсуждается ли сейчас этот вопрос?
«Сейчас обсуждается концепция географического образования, – ответил Дмитрий Ливанов. – Содержание образование обеспечивает единое образовательное пространство в нашей огромной стране и важно, чтобы дети осваивали один и тот же объем учебного материала. Такие концепции уже разработаны и приняты по математике, истории (историко-культурный стандарт), русскому языку и литературе. Следующий этап – обществознание, география, технология и целый ряд других школьных предметов. В разработку концепции по географии включены учителя географии, ученые, методисты, психологи, члены географического общества.
Что касается единого государственного экзамена, то сейчас есть предложения включить в список обязательных для сдачи ЕГЭ историю, физику, химию. И это тоже надо обсуждать. Было объявлено, что до 18-го года принципиальных изменений в организации сдачи ЕГЭ не будет. Но все, что будет происходить после, за горизонтом 18-го года, безусловно, нужно обсуждать. Изменения возможны, но только в том случае, если они будут обсуждены и одобрены педагогической общественностью и родительским сообществом».
Иван Филатов, учитель истории гимназии №90 из Казани, попросил министра уточнить позицию министерства по поводу концепции преподавания обществознания:
– В апреле в Москве проходил съезд учителей истории и обществознания и на круглых столах обсуждалась проблема преподавания обществознания. Единого мнения по итогам съезда принято не было, было много критики. А какой линии придерживается минобрнауки?
«Мы всегда придерживаемся той линии, что пока не будет найден консенсус, согласованная позиция, которая учитывает все мнения и основана на позиции преобладающего большинства, никаких решений приниматься не будет, – сказал Дмитрий Ливанов. – Поэтому концепция сейчас находится в стадии разработки, обсуждения. Широко обсуждается, с какого класса обсуждать обществознание, вопросы, связанные с содержанием этого предмета. Но еще раз могу сказать, что мы будем принимать решение, только понимая, что оно отвечает интересам подавляющего большинства – и тех, кто учит, и тех, кто учится».
Следующий вопрос министру касался проблемы, которая актуальна практически для каждого учителя страны:
– Сегодня во многих школах параллельно ведется два журнала – электронный и бумажный. И, соответственно, учитель выполняет двойную нагрузку. Будут ли ликвидированы бумажные журналы и когда осуществится переход школ на ведение электронной документации по учебному процессу?
«Конечно, полный абсурд вести двойную работу, если система электронного документооборота, включая электронный журнал, уже работает, – ответил министр. – Конечно же, надо полностью перейти на эту систему и исключить работу с бумажными документами. Здесь не нужно ждать никаких решений, этот вопрос полностью находится в компетенции школы. Я не думаю, что со стороны школ и управлений образованием в регионах есть решение, что нужно параллельно вести две отчетности. Такого точно нет. И поэтому, чем раньше в каждой школе будут приняты решения о переходе на электронную отчетность, тем лучше».
Подробный отчет о встрече читайте в ближайшее время на нашем сайте в рубрике «Проблемы и решения».
Комментарии