- Дмитрий Викторович, так читали ли вы законопроект о РАН и кто был его инициатором и автором?- Не просто читал, а помню каждую его статью практически наизусть. Принципиально новых идей законопроект не содержит, все это давно обсуждалось. Обсуждения происходили в течение последних лет, в каких-то я участвовал, а в каких-то – нет. Как автора конкретных формулировок я себя не рассматриваю.
На моей памяти было пять вариантов законопроекта: от очень мягкого до крайне жесткого. Несколько последних месяцев текст разрабатывался рабочей группой, куда входили и представители Минобрнауки, и сотрудники РАН, юристы. Он прошел несколько этапов обсуждений и изменений, юридическую правку, рассмотрение и одобрение правительством. Безусловно, я, как министр и представитель правительства, при рассмотрении законопроекта в Думе несу полную ответственность за его содержание.Я считаю, что РАН требует глубоких изменений. В том виде, в котором она существует в 2013 году, современная научная организация существовать не может – из-за архаичности и неэффективности. По сути, это распределительная сословно-иерархическая корпорация, которая заинтересована только в поддержании своего существования. Она порождает затраты, но не заинтересована в новых результатах.- Если сотрудники РАН принимали участие в обсуждении, почему же с их стороны такая негативная реакция? Может, вы с ними и не советовались? – Стоило мне высказать свое мнение относительно нынешнего состояния и перспектив РАН в одном из интервью, как Жорес Алферов и Владимир Фортов покинули Общественный совет при Минобрнауки. Тогда это была лишь моя оценка, а не обсуждение законопроекта. И сразу последовал демарш со стороны РАН.Я не могу принять упреки, что мы не пытались наладить диалог. Не мы отказались от обсуждения с ними будущих реформ, а они сами отказались от диалога, повернувшись спиной и отойдя в сторону. Сейчас Фортов повторяет слова, которые я говорил в свое время, что РАН нуждается в реформах и она несовременна. Я считаю, что его нынешнее поведение просто лицемерие и никаких реформ, если бы Фортов остался президентом «старой» РАН, не было бы. Это хорошая мина при плохой игре.- Какую цель преследовали вы и правительство, затевая реформу РАН?- Мы как страна всегда были ведущей мировой державой и гордились, что у нас великая наука. У нас были великие ученые, великие открытия и нобелевские премии. К сожалению, мы этот статус утратили. Чем дальше, тем в большей степени мы фиксируем свое отставание. Причем не только от ведущих стран, но и от развивающихся, например Китая, Кореи и Индии, которые активно развивают свою науку. Нам нужно вернуться в число мировых научных лидеров. Для этого надо, чтобы наша наука жила по тем же самым правилам, по которым живут во всем мире: открытость, прозрачность, конкурентность и т. д. Это просто вызвано нашими национальными амбициями – быть ведущей научной державой.- Может, вам просто понадобилось имущество академии, а все остальное для отвода глаз?- Для научной деятельности вопрос недвижимости не является первостепенным. Главное в науке – это люди. От качества и уровня этих людей, от комфортности условий работы, привлекательности научной карьеры для молодежи зависит развитие науки.По существу, в законопроекте говорится, что происходит национализация собственности и имущества, которое в начале 1990-х было отдано государственным академиям наук и в силу разных причин использовалось крайне неэффективно. Больше половины объектов недвижимости вообще не зарегистрировано, нанесен серьезный ущерб земельным участкам, которые были ранее во владении академий наук. Огромное количество нарушений зафиксировано в актах Счетной палаты и других проверяющих органов. А с другой стороны, некоторые члены президиума РАН и их родственники обзавелись элитными квартирами в домах, построенных на землях академических институтов.В этой ситуации для гарантии сохранности имущества и его целевого использования в будущем только в целях развития науки и высшего образования правительство приняло решение разработать и внести такой законопроект.Хочу отметить, что законопроект не регулирует научную деятельность. Дальше будет целая цепочка различных решений, которые должны определить, как организовать финансирование институтов, лабораторий и отдельных ученых. Будет определена система научных конкурсов, грантов, соотношение базового и проектного финансирования. Также будет поднят вопрос, как устроить кадровую систему в науке, системы окладов, предельный возраст для нахождения на административных позициях, порядок выборов или назначения директоров институтов.Вот это уже будет настоящей реформой. – Почему федеральное агентство лучше справится с управлением имуществом академии? Где гарантии?- Люди, которые там станут работать, будут госслужащими. Естественно, они станут нести полную ответственность за свои действия. Они не только обязаны публиковать декларации о своих доходах и имуществе, но они будут подчиняться жесткой дисциплине и решать управленческие задачи, которые перед ними будут ставиться.В вузах система качества управления имуществом гораздо выше, чем в академии. Вот смотрите, у российских вузов, подведомственных Минобрнауки, более 80% объектов недвижимости занесено в реестр, а у РАН только 44%. Это говорит о том, что функции учредителя и управления имуществом федеральный орган исполнительной власти станет исполнять гораздо эффективнее.P.S. Полностью интервью опубликовано на сайте izvestia.ruОт редакцииК счастью, протесты ученых и общественности все же возымели свое действие, и накануне рассмотрения законопроекта во втором чтении председатель Госдумы Сергей Нарышкин встретился с президентами трех реформируемых академий. По итогам встречи президент РАН Владимир Фортов сообщил, что достигнуты конкретные договоренности, которые в качестве поправок приняты ко второму чтению. Главная поправка – ликвидации академий не будет. Три академии – РАН, академии медицинских и сельскохозяйственных наук – будут объединены, будут сохранены региональные отделения академии, а также все институты в структуре РАН. Также исключается норма о разделении «клуба ученых» и «исследовательских институтов». Согласованными поправками исключается и норма о создании аппарата президиума объединенной РАН, при этом будет создано Агентство научных институтов РАН, которое будет распоряжаться всеми институтами и имуществом. Возглавит его президент РАН. Что касается института членкоров, то он будет сохранен на три года, а его дальнейшую судьбу определит общее собрание Академии наук. При необходимости, отметил Нарышкин, у депутатов будет возможность при рассмотрении осенью вернуть его во второе чтение и внести дополнительные поправки.
Комментарии