Писатель и журналист Дмитрий Быков, который вошел в список кандидатов в общественный совет при министерстве образования и науки РФ, рассказал журналистам, что будет выступать за прекращение бестолковых реформ в сфере образования, укрепление имиджа профессии учителя, сокращение числа предметов, по которым нужно сдавать ЕГЭ и увеличение количества базовых предметов, изучаемых в школе.
«У меня есть совершенно четкая идея и задача. Я работаю в средней школе и ощущаю себя представителем очень большого числа учителей. Школа измучена реформами — бестолковыми, мало к чему приводящими, почти всегда они ухудшали положение. Мне кажется, что озвучить точку зрения учителей — это задача реальная. А прислушается ли к нам министр, нужна ли сейчас новая система образования, заинтересован ли кто-то вообще, чтобы в России были образованные люди или нужны только послушные — это нам покажет. Если я почувствую, что это декоративная должность, то оттуда уйду. Как писал Пушкин: “Не нужно упускать случая сделать добро”, — сказал Быков.
По его мнению, сейчас необходимо, во-первых, сократить количество предметов, по которым нужно сдавать ЕГЭ. В частности, история и литература, уверен писатель, “требуют развернутых ответов и иной оценки знаний”.
Во-вторых, считает Быков, нужно серьезно улучшать положение учителя, “подумать о том, чтобы сделать учителя реальной элитой общества и предоставить ему новые права и возможности”. В-третьих, нужно предельно расширить количество базовых предметов.
“Нужно школьника как можно больше загрузить, потому что, чем больше он учится, тем меньше времени тратит на белиберду, на переписку на ненужных сайтах. Но процесс учебы должен быть увлекателен, в каком-то смысле опасен, труден, в общем, это должно быть таким увлекательным путешествием, приключением. Потому что в школу все-таки надо идти с чувством счастья и учителю, и ученику, а сейчас школьник бредет туда, как на каторгу”, — пояснил Быков.
Эрудированные старшеклассники
Писатель считает, что устарела и профильная система образования в старших классах, так как сегодня образованный человек должен быть эрудированным в разных областях знаний.
“Если бы это зависело от меня, то гуманитарии получали бы возможность больше заниматься своим базовым предметом, а именно иностранными языками, историей, которую у нас вовсе не знают, литературой, конечно. Но я вообще против того, чтобы пресловутое профильное обучение, когда с 8-го класса можно выбирать направление, было основой. Это имело смысл в конце советских времен, когда советское образование было поставлено на очень высокий уровень и было избыточным. Сегодня, мне кажется, школьник должен знать базовые основы очень многих дисциплин. Гуманитарий, не знающий математики, абсурден. Гуманитарий, плохо знающий физику, не понимающий ее законов, не знающий Буре, Ландау и прочих — это калека. Поэтому я категорически против того, чтобы сокращать учебные нагрузки. Я за то, чтобы школьник мог выбирать форму занятий — кружок, факультатив”, — сказал собеседник агентства.
Писатель поддержал идею режиссера Никиты Михалкова ввести предмет по изучению мировой киноклассики. По мнению Быкова, этот предмет факультативно нужно преподавать в 9-10 классах.
“Я на уроках литературы часто показываю фильмы, правда, в основном это экранизации. Можно сделать и уроки по кино. У нас совершенно не изучается мировая литература в школах, мировая художественная культура. Надо массу предметов, помимо кинематографа, вводить: историю религий и атеизма, историю научного знания. Надо только преподавать все это увлекательно, и дети так жадно на это накинутся — это же жутко интересно, как все происходило, это как детектив — как открывались законы, какая вокруг них шла борьба”, — считает собеседник.
Правильные учебники
Коснулся Быков и темы школьных учебников. По его мнению, сейчас в России уже есть несколько очень хороших учебников по литературе, истории и русскому языку, но беда в том, что они теряются в море бездарных.
“У нас все уже есть, но вопрос в том, что не все этим пользуются. И хорошие учителя, и приличные учебники, и система демократии у нас есть. Надо только, чтобы это все заработало, чтобы преподавали в стране нормальные учителя, и управляли ею нормальные люди. Нужно найти в школе настоящих учителей и сделать их педагогической элитой страны. Это самая трудная работа после врача”, — добавил Быков.
Выбор кандидатов в Общественный совет при Минобрнауки РФ и голосование по кандидатурам проводилось на сайте радиостанции “Эхо Москвы”, итоговый список был представлен главе ведомства Дмитрию Ливанову. Как ранее сообщил источник, знакомый с ситуацией, министр на свое усмотрение, руководствуясь результатами голосования, выбрал 10 кандидатов, еще 10 человек он назначит вне списка.
По данным источника, в состав Общественного совета, который, вероятно, в субботу огласит Ливанов, возможно, войдут кроме Быкова, ученый Сергей Капица, главный редактор “Эхо Москвы” Алексей Венедиктов; директор центра образования №109 Москвы Евгений Ямбург; преподаватель факультета журналистики МГУ имени Ломоносова Ирина Прохорова и другие. Ранее Ливанов заявил, что общественный совет при Минобрнауки возглавит нобелевский лауреат Жорес Алферов.
По материалам rian.ru
Комментарии