search
main
0

Дмитрий БЫКОВ: Экстремальная педагогика – это умение говорить с детьми о смысле жизни

О своем педагогическом опыте писатель и педагог Дмитрий Быков, преподающий в школах около тридцати лет, рассказывает столь же убедительно, как и об остальных сферах гуманитарного знания. Пример тому – вышедшая прошлым летом в издательстве АСТ книга «Сто ночей с читателем» – стенограммы ведомых Быковым радиопередач на «Эхе Москвы». Но в этом интервью мы сосредоточились преимущественно на гуманистической интенции литературы, а также на идеальном образе современного педагога и его приоритетах. Впрочем, относительно первого оказалось, что само понятие «гуманистическое» Дмитрий Львович отвергает, видя значение литературы вовсе не в этом.

– Дмитрий Львович, не секрет, что в последнее время участились вспышки насилия в школах. Способно ли помочь в этой связи изучение русской литературы? Какую позицию стоит занимать учителю в этой ситуации?

– При ваших словах вспоминается нобелевская лекция Бродского: «…я полагаю, что для человека, начитавшегося Диккенса, выстрелить в себе подобного во имя какой бы то ни было идеи затруднительнее, чем для человека, Диккенса не читавшего». Каким образом может подействовать гуманистическая интенция русской литературы на сознание современного подростка?

– Соглашусь, что слова «нравственность» и «духовность» отдают ханжеством. И тем не менее убежден, что искусство способно гармонизировать мир через самосовершенствование отдельно взятой личности. Да и не вы ли писали в статье о Слуцком: «Лучшее, что может делать человек, – это гармонизировать мир, то есть писать в рифму». А есть ли связь между подростковой агрессией и недостаточным изучением литературы? Или скорее первый фактор связан с неверным ее, литературы, преподаванием?

– Если литература не может воздействовать морально, то как?

– В своих статьях о педагогике вы предлагаете научиться блокировать негативизм класса. Сталкивались ли вы сами с подобным негативизмом? Какие собственные методы для такой блокировки выработали за годы практики в школе?

– Говорите вы и об учителе нового типа – «учителе-десантнике», который «может выехать в случае необходимости в проблемную школу…». А велики ли предпосылки для появления такого педагога в России 2018 года? Если нет, то какие социальные и прочие обстоятельства мешают его появлению?

– Вернемся к проблеме школьного насилия, которая в отечественной литературе фактически не освещена. Какие тексты на эту тему вы бы посоветовали прочитать учителям литературы? Есть ли у вас подобные тексты?

– Что из классики сегодня хорошо воспринимается, а что – никак?

– Замысел составленного вами сборника «Школа жызни» вы обозначаете как попытку осмыслить школьный опыт людей вашего поколения. Представляете ли вы сборник воспоминаний сегодняшних школьников через двадцать-тридцать лет? Каким он будет?

– Как вы думаете, почему так происходит и связано ли это с качеством советского образования?

– Сегодня много рассуждают о возвращении советского ханжества. Действительно ли эта проблема актуальна? Какова ваша позиция как педагога в этом отношении?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте