Дмитрий Бикбаев стал популярен как участник проекта «Фабрика звезд-7», а впоследствии солист группы «БиС», работавшей с Константином Меладзе. Но еще до участия в «Фабрике» он снимался в известных сериалах, будучи студентом ГИТИСа. В каждые периоды жизни Дмитрий бывал разным: веселым и безбашенным в группе «БиС», сосредоточенным и серьезным, когда он работал в Театре Луны и занимался постановкой спектаклей с детьми из «Маленькой Луны». А сейчас он взрослый интеллектуал, социально ответственный человек. Его пространство «Арт-платформа» набирает все большую популярность и открывает двери для молодых, креативных, творческих деятелей, для их проектов и спектаклей. Об этом и многом другом Дмитрий рассказал в интервью «Учительской газете».
– Дмитрий, я недавно прочитал о проекте «Арт-платформы» «Соло 01» и поддержке его Министерством по чрезвычайным ситуациям, точнее одним из его подразделений. С удивлением узнал, что проекту шесть лет. Но знают о нем не так много людей. Расскажите подробнее, чем по формату этот проект отличается от «Фабрики звезд», к примеру? И особенно интересно узнать о музыкальном шоу «Пламенные сердца», финале Всероссийского детского конкурса индивидуальных исполнителей.
– Мы этот конкурс замыслили вместе с действующим сотрудником МЧС Дмитрием Вячеславовичем Крикуненко. Это было в то время, когда я работал в Культурном центре имени И.М.Астахова в Люблино, тогда мы с ним вместе решили, что было бы неплохо провести конкурс для музыкально одаренных детей и подростков, в который стоит вложить серьезный патриотический смысл. Шесть лет мы его проводили в разных обстоятельствах и разных форматах. Но благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив в этом году мы смогли его провести не на уровне города, как это было прежде, а на уровне всей страны. Мы собрали талантливых детей и подростков из разных регионов России. Кастинг проходил сначала дистанционно, потом очно в Москве. И в итоге мы отобрали 35 талантливейших участников, которые попали в две недели сказки. Мы как организаторы старались подарить им незабываемые две недели в Москве, которые были бы наполнены прежде всего дружбой, получением новых знаний и навыков, посещением мастер-классов, различных культурных институций, особо значимых мест в Москве. Мы старались их обогатить культурно. И при всем этом ставили спектакль – музыкальное шоу «Пламенные сердца». Это шоу, также как и 6 лет назад, содержало в себе патриотический смысл. Очень важно, чтобы с детьми и современными подростками разговор строился применительно к патриотической тематике в том ключе, в котором они готовы воспринимать этот разговор. Мы старались сделать модное, интересное, увлекательное, воздействующее на детскую аудиторию произведение, в котором патриотизм не был бы чем-то нравоучительным, а органичным. Чтобы по окончании просмотра у зрителей возникло желание изменить свою жизнь, заниматься добровольческой деятельностью, возможно, связать свою жизнь со служением Отечеству.
– Как я понимаю, у вас это получилось. Ведь сейчас вы готовите уже второй сезон проекта.
– Да, мы будем уже отсматривать детей не только со всей страны, но и со всего мира. Это будет международный проект, и мы также соберем талантливейших ребят. За две недели, наполненные не только репетициями, но и другой культурной программой, мы создадим новое музыкальное шоу, которое будет основано на Указе Президента РФ «О сохранении и укреплении традиционных российских нравственных ценностей». Надеемся, что эффект от того культурного продукта, который мы создадим, также как это было год назад, будет не меньшим, а может, даже и большим.
– Знаю, что несколько лет назад во время молодежного образовательного форума «Таврида» вы обучали молодых менеджеров культуры. Тогда вам самому еще не было тридцати лет, однако ребята, насколько я слышал, остались довольны, многому у вас научились. В чем секрет вашей педагогической деятельности? И что в ней происходит сейчас?
– Быть учителем – это достаточно сложно. Я сейчас являюсь руководителем и не могу сказать, что во всем вынужден обучать своих сотрудников. Но, конечно, в каких-то моментах приходится вести за собой, расширять кругозор, объяснять и так далее. Все руководители иногда превращаются в учителей, потому что любому сотруднику, особенно вновь пришедшему, много чего нужно объяснить, поделиться опытом, сделать так, чтобы его творческий рост был сопряжен с профессиональными успехами. Я как руководитель в этом, конечно же, заинтересован прежде всего.
Что касается участия в различных образовательных и просветительских форумах – для меня это неотъемлемая часть служения интересам страны. Я знаю, что таким опытом по созданию и проведению, обеспечению различных социально-культурных проектов, как у меня, мало кто обладает, и я с радостью им делюсь. Ничего не таю и передаю знания новым поколениям. Это могут быть молодые талантливые артисты или менеджеры в сфере культуры, молодые режиссеры-постановщики. Я уверен, что, если бы все исходили из этой же позиции, было бы намного проще жить, потому что если есть опыт, то им нужно делиться. Ты в любом случае не обеднеешь, потому что наберешься нового, но кто-то может перенять твои идеи и помочь нам всем обеспечить новое профессиональное будущее.
– Я неоднократно видел ваши театральные постановки, где вы работали с талантливыми детьми и подростками на протяжении почти десяти лет, и в Театре МОСТ, и в «Зарядье», и относительно недавно во МХАТе имени Горького. И главное, что наблюдал во всех проектах, – доброта и уважение к юному поколению без сюсюканья, ханжества и напускной строгости, без менторского тона. Знаю, что многим талантливым ребятам эти проекты помогли определиться в жизни, а некоторым – просто не пропасть в ней.
– Мой путь в режиссуру начался как раз с детского проекта. Это был Nuclear Kids 15 лет назад, и тогда впервые в мои руки попали дети. Это были дети со всего мира – представители Республики Вьетнам, Турции, Египта, а также братских нам стран СНГ. И мы должны были с ними поставить музыкальный спектакль. С того момента я понял, что такое работа с детьми, учитывая, что они у меня стали быстро развиваться, учиться. За месяц мы добились очень больших результатов. Этот навык у меня врожденный, и я его очень сильно люблю. Многие из детей – участников того проекта стали звездами. Среди них есть уже состоявшиеся большие артисты, звезды московских театров, номинанты «Золотой маски», победители крупных федеральных проектов, в том числе взрослого «Голоса». И в этом я вижу некую свою миссию, и она мне нравится. Дети – это наше будущее, с ними надо заниматься от чистого сердца и абсолютно бескорыстно. Не у всех есть способность зажигать в них желание вовлекаться в тот или иной вид деятельности. Так сложились обстоятельства, что у меня эти способности есть.
Я очень люблю работать с детьми. Потому что это самая благодатная почва для развития и передачи знаний. Если дети чувствуют, что ты искренне пытаешься сделать их лучше и всячески их наполняешь, они бесконечно тебе за это благодарны всю жизнь. Это лучшая инвестиция в наш завтрашний день и в мой завтрашний день тоже. Я горжусь проектами с участием детей. Я помню всех детей, которые участвовали, хотя у меня было большое количество многолюдных проектов. Недавно я приезжал с лекцией в институт в Саратове и среди публики в зале увидел одного из участников проекта «Большая перемена», тогда он был артистом, а тут оказалось, что уже совсем скоро будет юристом. Я его узнал, он этому очень сильно удивился. Не забываю ни одного ребенка, потому что они на время, когда я с ними работаю, становятся моей семьей, и я абсолютно бескорыстно отдаю им все то, что могу отдать. Они это чувствуют, и это дает мне энергию на воплощение творческих задач и уверенность в том, что моя деятельность имеет большой смысл.
– Расскажите о своих впечатлениях от учебы, от образования в конце девяностых – начале нулевых годов, когда вы учились в школе.
– Мне повезло, я из маленького города. Образование в девяностые годы сильно не изменилось по сравнению с тем, каким оно было в советский период. Конечно, у нас были уже спорные учебники, которые по тем или иным причинам выстраивали в нас определенные стереотипы поведения, что очень хорошо. Но наши учителя (так как это был действительно небольшой город) советской закалки четко проводили рубикон – что такое хорошо, что такое плохо, что нравственно, а что безнравственно и прочее. Далее я переехал в Москву, и она, конечно, не порадовала меня с точки зрения того, что здесь происходило в образовании на момент моего переезда. Часть уроков учителя вели чисто формально, большую часть домашних заданий учащиеся списывали из решебников. Я и не знал, что существует такое понятие, как решебник, то есть некая книга, в которой уже есть ответы на все вопросы и задания. Слава богу, что мои учителя из маленького города заложили во мне желание учиться и стремление быть действительно грамотным человеком, обладающим серьезным запасом знаний. И это мне открыло дорогу в институт в 15 лет и последующую возможность получить много дополнительных образований и навыков.
Я очень люблю свою учительницу по русскому языку и литературе, которая как раз встретилась мне в Москве. Пожалуй, она единственная из всех, кто действительно хотел очень многое вложить в детей, в частности в меня. Она, видя какой-то талант к исполнительству, оставалась со мной после уроков, и мы с ней готовили программы для чтецов, с которыми я потом выступал на конкурсах. Она, по сути, распахнула мне дверь на сцену, в том числе московскую. Это был мой первый опыт попадания туда. Она ставила с нами в рамках внеурочной деятельности спектакли по произведениям, которые не входили в школьную программу. Я ее очень сильно любил и люблю. Она уже ушла из жизни, но до сих пор остается для меня идеальным воплощением человека высокой нравственности и культуры, который и должен заниматься педагогической деятельностью, которому небезразлично будущее учащихся. Я действительно ей очень благодарен и буду благодарен всегда за то, что она абсолютно бескорыстно вложила в меня гораздо больше, чем положено по нормативам среднего образования.
– Кстати, о нормах образования. Патриотическое воспитание молодежи сейчас становится притчей во языцех. На мой взгляд, вы один из тех, кто может заниматься этим без нравоучительного тона и патетики, очень тонко, интеллигентно, без догматизма, присущего порой тем, кто отвечает за эту сферу деятельности. Как вам удается не впадать в крайности?
– Для того чтобы делать проект для детей, их важно любить и внимательно слушать. К сожалению, люди, которые рвутся работать с детскими аудиториями, не всегда готовы к ним прислушиваться.
Если находиться в диалоге с поколениями, для которых ты создаешь тот или иной проект, если проводить фокус-группы перед тем, как запускать те или иные процессы, то в проекте все будет хорошо. Ты точно должен знать, куда ты ведешь участников проекта. Осознавая это, разговаривать с ребенком нужно так, чтобы он не убежал, испугавшись пути.
Я, не имея своих детей, мало что могу сказать по поводу воспитания. Но каждый ребенок в каждом моем проекте становится для меня действительно своим, мне не все равно, каким он вырастет, какой опыт он вынесет из проекта. И если я понимаю, что у меня есть возможность передать ему знания о ратных подвигах наших предшественников, четкое понимание, что такое хорошо и что такое плохо, что такое Отечество и в чем заключаются истинные героизм и патриотизм, то я, конечно, это делаю. Но не в угоду своим внутренним позывам, а прежде всего ради детей. Если находиться с ребенком или подростком в диалоге и искренне желать, чтобы он воспринял то, что ты хочешь ему передать, здесь проблем быть не может. Поэтому и получается все весьма тонко и органично.
Комментарии