Продолжаем знакомить учителей начальных классов и воспитателей с новым учебно-методическим комплектом издательства «Дрофа» под названием «Для сердца и ума». Ранее (см. «УГ» №7, 2006 г.) мы говорили о его первой части – «Обучение грамоте». Сегодня речь пойдет о чтении. Рассказывает автор УМК кандидат педагогических наук Ольга Владимировна КУБАСОВА.
В период обучения грамоте одновременно закладывались и линии обучения чтению (формирование навыка чтения, умение работать с текстом и книгой), которые имеют дальнейшее развитие при переходе на учебники по литературному чтению.
В данном учебном курсе сделан акцент на отношении к уроку чтения как к процессу общения между автором литературного произведения и читателями. Поэтому личности автора уделено особое внимание для того, чтобы ребятам было легче почувствовать себя собеседниками. Ведь всегда проще общаться с человеком, о котором уже что-то известно, с которым ты немного знаком. Тогда и отклик на полученную информацию становится более естественным и гармоничным.
Кроме того, больше внимания уделяется работе с внетекстовой информацией, помогающей ориентироваться в литературе, с тем чтобы привить детям любовь к книге, научить их видеть в ней интересного собеседника, рассказчика, а в дальнейшем – источник необходимых знаний.
Подход к обучению детей чтению предполагает формирование типа правильной читательской деятельности.
Для полноценной работы модели «АВТОР – ТЕКСТ – ЧИТАТЕЛЬ» учебно-методический комплект содержит материалы, помогающие учителю на каждом этапе урока чтения:
при подготовке детей к чтению (общению через текст),
в процессе знакомства с текстом,
при освоении информации, полученной в результате коммуникативного акта.
Приведем примеры учебных материалов, обеспечивающих продуктивную работу учащихся на всех этапах урока.
Для подготовки к восприятию литературных произведений в пособиях имеются вопросы и задания, позволяющие прогнозировать характер литературного произведения, направлять внимание обучающихся на фамилию автора, заглавие, иллюстрации, титульный лист, аннотации, оглавление.
Кроме этого, поскольку речь идет о начинающих читателях, учебники содержат упражнения, дающие возможность достаточно свободно раскодировать текст (сюда относятся упражнения в осмысленности, правильности, беглости, выразительности чтения, а также для проведения лексической работы). Эти упражнения, составленные из наиболее трудных для чтения слов, имеющихся в текстах, не только готовят к чтению конкретных произведений, но и направлены на совершенствование техники чтения в целом.
Что касается организации второго, основного этапа коммуникативного акта (знакомство с произведением), то учебные пособия, прежде всего книга для чтения, предлагают в качестве учебного материала литературные произведения, соответствующие возрастным запросам и возможностям учащихся и при этом способные расширить кругозор ребят, пополнить опыт эмоционально-образного познания детьми окружающего мира и самих себя (в силу чего интересные детям). Дополнительную помощь при знакомстве с текстами окажут сноски, ударения и деление наиболее сложных слов на слоги.
Для осуществления творческой работы и обсуждения прочитанного, направленных на то, чтобы дети разобрались в полученной информации и сформировали к ней личное отношение, учебно-методические пособия содержат комплекс вопросов и заданий, расположенных в учебнике и тетради. Распределение методического материала на учебник и тетрадь поможет ученикам с большим интересом и пользой воспринимать изучаемый материал, проявляя свое творчество и фантазию (соединить, пронумеровать, вырезать и приклеить, нарисовать, отметить, сделать комикс, книжечку…).
Система вопросов и заданий позволяет организовать полноценную работу с литературными произведениями, содержащимися в учебнике, научить ребят озаглавливать, составлять план, пересказывать прочитанное – полностью, выборочно, сжато. Такие занятия воспитывают внимание к языковому оформлению произведений (к сравнениям, олицетворениям, эпитетам, звукописи, рифме и другим средствам языковой выразительности); ориентируют на творческую интерпретацию прочитанного. Это может быть выразительное чтение, чтение по ролям (игра «Радиотеатр»), драматизация, иллюстрирование (словесное, графическое, музыкальное), создание собственного монолога или высказывания на основе литературного материала.
Таким образом, на любом этапе урока учитель может опереться на детально разработанные методические материалы, представленные в пособиях для учащихся. Кроме того, педагогу в его труде окажет помощь использование рабочей тетради для учителя. По сравнению с типовым методическим пособием рабочая тетрадь учителя, помимо календарно-тематического планирования и поурочных рекомендаций, содержит специальные графы, в которых для каждого этапа урока оставлено место, куда учитель может вписать необходимые дополнения или коррективы, ориентируясь на особенности учащихся своего класса. Также имеется графа, в которую при подготовке к уроку вписываются фамилии опрашиваемых. Это поможет сделать труд учителя более целенаправленным, рациональным и значительно сэкономит его время на подготовку.
Еще раз хочу подчеркнуть, что методический аппарат учебников по грамоте и чтению охватывает все три основных направления в обучении чтению: совершенствование техники чтения, обучение работе с текстом, формирование умения ориентироваться в мире книг. Это делает процесс обучения более органичным, интересным и результативным.
Комментарии