7 сентября в зале ученого совета МГТУ им. Н.Э.Баумана ста двадцати четырем учителям московских и подмосковных школ торжественно вручены дипломы старейшего технического вуза России. В огромном потоке бауманских выпускников-2007 эти специалисты, прошедшие обучение на факультете переподготовки работников образования, – особая гордость университета и особая его надежда.
На этот факультет МГТУ приходят учиться взрослые люди – директора и завучи школ, учителя математики, физики, информатики, вполне состоявшиеся в своей профессии, уже завоевавшие успех и признание. Но именно они лучше других понимают, как быстро устаревают знания в современном мире и как важно то, что они могут получить только здесь.
– Поначалу мы даже испугались: уж очень трудно показалось учиться в Бауманском, – признается Ирина Павлюк, директор школы №5 Реутова, – пришлось проявить недюжинную самодисциплину, чтобы соответствовать требованиям университета. Но результат, несомненно, стоит затраченных усилий…
Учителям-«бауманцам» действительно приходится нелегко: всего за 10 месяцев слушатель осваивает программу полновесного университетского образования, пишет несколько курсовых работ, проходит практику по индивидуальному графику с написанием подробного аналитического отчета, а «на выходе» создает и защищает дипломную работу магистерского уровня без всяких скидок на кратковременность обучения. Но те, кто защитил диплом в 2007 году, почти «поголовно» получили отличные оценки. И, по их собственному признанию, глубоко благодарны преподавателям за то, что те помогли им раскрыть собственные профессиональные, духовные, творческие ресурсы, о которых они ранее и не подозревали, позволили увидеть в своей работе «новые горизонты».
– В МГТУ хочется приходить вновь и вновь, – говорит Ирина Колтакова, заместитель директора московской школы №75, уже второй раз получающая диплом Бауманки о переподготовке. – Конечно, учебу очень трудно совмещать с работой, но я теперь и работаю совсем иначе, по-новому!
Для преподавателей МГТУ им. Н.Э.Баумана эти слова – самая высокая награда. Ведь одна из важнейших задач, которые сегодня стоят перед техническими университетами страны, – это интеллектуальное и кадровое обеспечение будущего «технологического прорыва», который, по словам первого вице-премьера Сергея Иванова, должен произойти в России не позже 2020 года. Те молодые специалисты, которые через 13 лет выйдут из стен технических университетов и станут «руками», «мозгом», «душой» этого прорыва, сегодня учатся в пятом классе. А это значит, что уже сегодня мы должны обеспечить их нацеленность на этот «рывок». Они осуществят его, если осознают, что только интеллектуальная активность, творчество дают ощущение собственной значимости, радость побед и все остальное, что можно назвать настоящей жизнью.
Поэтому больше, чем кто бы то ни было, в это ближайшее десятилетие России нужны Учителя. Учителя нового времени, те, кто работает на будущее, кто умеет не просто давать знания, а формировать у школьников чувство цели, способность поставить задачу. Кто умеет видеть мир завтрашнего дня, в котором его ученики будут жить и работать.
Для того, чтобы школьное образование могло соответствовать объективному развитию современного мира, прежде всего необходимо формировать у сегодняшних школьников особые стороны мышления, без которых у нас никакого «технологического рывка» не получится. Такое мышление отличается тем, что не пользуется ни индукционным шаблоном, ни дедуктивным стереотипом и основывается не на готовых ответах «в конце задачника», а на нестандартном предположении (а что, если…?), рождающем постановку новой научной задачи. Уже в школе ребенок должен научиться статусному моделированию своих интеллектуальных действий – располагать их по важности результата, сразу отделяя многочисленные второстепенные детали от немногочисленных, но самых важных; выстраивая многоэтажные опережающие модели, когда одна неудача является стартовой площадкой для выигрыша в другом. Современный учитель должен не только уметь сжато и емко передавать современные знания, но и – самое главное! – делать их инструментами практической деятельности. Не упрощать это новейшее знание и не изгонять трудное, а говорить о своем предмете глубоко и ясно, языком нового времени. Помогать ребятам не запоминать нужные законы и правила, а осваивать их на собственной практике, в решении поставленных перед собою задач. И ради того, чтобы этому научиться, талантливые педагоги идут в знаменитую «школу русских ремесел» – МГТУ им. Н.Э.Баумана.
– Уникальность технического университета, особенно такого, как Бауманский, – считает декан факультета переподготовки работников образования Наталья Федоровна Зеленцова, – в том, что это единственная в своем роде информационная среда, через которую можно нести инновационные технологии в систему среднего образования, учить «на опережение», передавать не только знания, но и культуру современного научного мышления.
…Дипломники расставались с преподавателями очень эмоционально: у многих на глазах блестели слезы. Позади нелегкая учеба, которую приходилось совмещать с работой. Зато впереди – сияющие глаза ребят, звенящая тишина и жадное внимание класса, маленькие открытия юных исследователей и большие радости трудных учительских побед. Все это вместе и ведет нас к тому самому «технологическому рывку», трамплин для которого готовится именно сегодня – в школьных классах и университетских аудиториях.
Комментарии