search
main
0

Для ребенка школьного возраста очень важно ощущать себя частью особой общности, которую можно назвать “такая-то школа”. Пусть только попробует кто-то сказать презрительно о нашей школе, мы сразу становимся ее защитниками, что бы мы сами о ней ни думали. Принадлежность к общности означает, что человек чувствует себя в ней нужным. А это очень важно для человека любого возраста. Как поддержать потребность ребенка “быть нужным”? Есть принятый во всем мире и проверенный временем способ – придумать поручения всем ученикам.

Первый шаг к дому

Поручения, особенно в начальной школе, – дело для ребенка очень важное и почетное. Будет это цветок, за которым он ухаживает, или дежурства, которые он организует, – это его вклад в жизнь класса. Поручения должны быть у всех учеников. Если на всех не хватает, заводите канареек или черепах, придумывайте классное периодическое издание или… спросите самих учеников и их родителей, что бы они хотели добавить в жизнь класса, чтобы детям в нем было еще удобнее и интереснее.

В одной из школ на родительском собрании прозвучало предложение: пусть детям разрешат пить воду на переменах и во время урока. Сначала учительница удивилась, но потом случайно оказалась на семинаре по детской нейропсихологии, где и узнала, что пить воду в семилетнем возрасте при резко возрастающих умственных нагрузках очень полезно. В результате в классе появились три новых поручения: один ученик следил, чтобы была холодная “кипяченка”, другой расставлял на подоконнике пластиковые бутылочки, третий вместе с родителями подновлял красивые именные надписи на бутылочках.

Если с первого класса все заботятся о безопасности и поддержке друг друга, в восьмом можно позволить себе и такое оформление.

1. аплодисменты друг другу

Стены класса могут стать местом выражения признательности друг другу. Идея работает на установление нормальных доброжелательных отношений между ребятами в классе, между ребятами и учителем.

Стенд “Аплодисменты”. На нем помещают список ребят класса и принятые условные обозначения для выражения “аплодисментов” (значки, кусочки картона, цветки, флажки). Каждый ученик класса может поставить такой значок против фамилии своего одноклассника, который сегодня, по его мнению, заслужил “аплодисменты”. Это выглядит, как страница классного журнала, но играет совсем другую, нежели журнал, роль. Таким образом можно легально наградить не только за достижение в учебе, но и за вызывающую восхищение смелость в противостоянии несправедливому учителю, просто за попытку преодоления страха и т.п.

“Ромашки” (годится для школьников, если они постоянно занимаются в одном кабинете). На кружках диаметром сантиметров 10-15 каждый ученик крупно пишет свое имя и фамилию, если хотите, предложите ребятам-подросткам также добавить свой девиз или любимое занятие, любимое блюдо, любимый цвет (эти вещи можно менять раз от раза). Кружки развешиваются на стенде или прикрепляются к стене, а затем в течение недели к ним одноклассники прикрепляют записочки-лепестки с посвящениями. Но сначала нужно научиться писать записки, содержащие одобрительные утверждения друг о друге, начинающиеся со слов: “(Имя), мне нравится, что ты…”, “(Имя), мне понравилось, как ты себя вел, когда…” Учитель следит только за тем, чтобы записки были действительно поддерживающими, а не “подкалывающими”.

В конце недели ромашки можно забрать домой и повесить над кроватью в своей комнате.

2. Все помогают всем

Не нужно стыдиться этого гуманного дела – взаимопомощи.

Ученическое репетиторство – нормальный способ помогать друг другу. Эта традиция очень повышает самооценку и создает ощущение нужности. Пусть все помогают всем. Класс “А” – классу “Б” (вместо того чтобы ставить один коллектив в пример другому, что педагогически безграмотно, учитель может объединить два класса и создать пары по выбору для взаимопомощи); старшие – младшим и т.д. Начать можно со своего класса.

В классе можно повесить стенд с надписью “Чему я могу научить ребят моего класса?”

Гриша Кандратьев, четвероклассник, был тихоней и двоечником, но в процессе налаживания взаимопомощи в его классе отважился и предложил научить желающих прыгать в высоту через планку. Первоклассники с плохими успехами по физкультуре и ученики с плохой координацией с большим энтузиазмом учились у него. Самоуважение Гриши значительно выросло. И это, кстати, характерно для многих учеников со страхами неудач в академической сфере.

Все эти идеи для оформления класса предполагают деликатное участие классного руководителя. Он тоже предлагает свою помощь на стенде “Чему я могу научить ребят моего класса?” и имеет право, как и его ученики, писать записки-посвящения и проставлять “аплодисменты”.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте