search
main
0

Для развития есть все возможности. Любовь КЕЗИНА, руководитель Департамента образования:

– Из оценки деятельности окружных управлений образования складывается оценка деятельности в целом системы образования Москвы. Когда мы сегодня анализируем деятельность тех или иных окружных управлений образования, мы анализируем свою деятельность на городском уровне. Когда мы говорим о том, что у нас в том или ином окружном управлении образования есть какие-то серьезные замечания, это значит, что серьезные замечания есть в целом к деятельности всей городской команды управленцев в системе образования.

Сегодня можно не быть удовлетворенными нашей работой. Мы выстраиваем работу для детей и родителей, но до конца до родителей и до детей мы так и не дошли. Мы все еще работаем по старинке, не думая о том, кому адресована наша работа.

Мы не сразу ввели в городе систему ЕГЭ. Кто должен вводить ЕГЭ? Мы сами, и мы все подготовили, предусмотрели, создали условия. Каждый год говорим о том, что в столице предусматривается добровольная сдача этого экзамена, но добровольность – это не игнорирование. В 2004 году сдавали экзамен 4% учащихся, в 2005-2006 году – 9% . Эти показатели никуда не годятся. Это говорит об инертности мышления директоров школ, которые отговаривают ребят от сдачи ЕГЭ, хотя уже давно ясно – есть закон, есть постановление Правительства РФ о переходе на ЕГЭ во всех образовательных учреждениях.

В Москве на одного учителя приходится 11,8 ученика. Сколько мы говорим о том, что нельзя допускать роста числа учителей при уменьшении количества учащихся?! Даже по России на одного учителя приходится 13,6 ученика, но мы идем на поводу ситуации. Пришли учителя, мы их приняли; ушли ученики, мы их отпустили, у учителя есть нагрузка 4-6 часов, не важно. Нам надо проанализировать кадровую ситуацию, положено 15 учеников на одного учителя, значит, нужно идти к этому. Есть лишние учителя, давайте переведем их на другие должности, на группы продленного дня, может быть, кто-то из них сегодня готов прийти и поработать в ДОУ, где требуются квалифицированные педагоги.

В московских школах есть классы, где учатся по 14 и меньше учеников. У нас общий показатель по Москве составляет в среднем 14,8 ученика в классе (вместо положенных 25) только потому, что у нас есть школы, которые переполнены.

19,7% в наших школах составляют учителя-пенсионеры, то есть каждый пятый учитель – пенсионер. Спрашивается, куда деваются молодые учителя, для чего мы создали наши городские педагогические вузы? Молодежь – уже идут такие тревожные звоночки – не может устроиться на работу в школу, потому что пенсионеры не уходят. Взялся Южный округ за то, чтобы укрепить школы молодыми кадрами директоров, и работа идет очень успешно. Почему другие округа мирятся с тем, что есть директора, которым больше 70 лет, с тем, что есть директора, которым 80 и 90 лет? Все это наносит ущерб детям.

Я не говорю, что учителей-пенсионеров нужно увольнять из школ, им нужно предлагать другую работу. В школах на одного учителя нынче приходится два работника административно-управленческого, обслуживающего, младшего технического персонала. Зачем мы порождаем такое количество вспомогательных кадров?

47,7% столичных учреждений образования нуждаются в капитальном ремонте. Это сейчас, когда есть инвесторы, которые строят школы, межшкольные стадионы, пристройки и другое, почему бы не ориентировать инвесторов на то, чтобы отремонтировать школы за их счет? Почему мы считаем, что наши школы можно ремонтировать только за счет государства? Нам нужно проанализировать эту ситуацию в округах.

Многое мы делаем хорошо, но недостатки в работе есть. Нам нужно их преодолевать. Наша работа должна строиться с ориентиром на потребности города. На недавней встрече с профсоюзным активом Юрий Михайлович Лужков в первой же фразе отметил: в Москве катастрофа с рабочими кадрами, это сегодня, когда возрождается промышленность, когда развиваются промышленные предприятия, малый и средний бизнес, когда в промышленной сфере должны работать два с половиной миллиона человек, нет кадров, нет выпускников из профессиональных учебных заведений. Юрий Михайлович сказал, что всего лишь 5 тысяч человек приходят в городское хозяйство. Это показатель профессиональной ориентации, работа школ по подготовке рабочих кадров должна быть. Ориентацией на вузы сегодня никого не удивить. Все выпускники сегодня практически связывают свою судьбу только с вузами, половина планирует пойти сразу в несколько институтов, кто-то – идти на платный факультет государственного вуза, 8% думают сразу идти на учебу в коммерческие вузы. Но у нас, чего греха таить, уже сегодня мест в вузах больше, чем выпускников 11-х классов школ. Такая ситуация будет еще в течение 9 лет. И что мы будем ждать?

Мы хотим иметь много денег из бюджета на зарплату, на капитальный ремонт, на строительство школ и в то же время не поддерживаем промышленность, которая дает эти деньги в бюджет.

Меня результаты смотра округов нисколько не удивили. Западный, Центральный, Зеленоградский, Северо-Восточный, Южный округа работают стабильно хорошо, какие бы показатели для оценки работы ни предлагали. Впервые вырвался вперед и показал хорошие результаты Юго-Восточный округ, и это непосредственная заслуга руководителя окружного управления образования Альберта Полле: он пришел в запущенный округ и сумел вывести его вперед. Впервые мы хорошо говорим о Северо-Западном и Северном округах, потому что и тот и другой округа всегда находились у нас на последнем месте, а сегодня они сделали рывок вперед. Работа окружными управлениями образования и службами департамента, мониторинговой службой проведена колоссальная. Результаты проведенного смотра говорят именно об этом. Сегодня команда начальников окружных управлений образования, может быть, подчас в отличие от результатов мониторинга, очень сильна. Если бы мне предложили кого-то из них заменить, я бы на это не пошла, потому что каждый из них на своем месте ас, специалист высочайшего уровня.

Я согласна с тем, что показателей у нас многовато, но нужно еще раз посмотреть и уменьшить их число за счет малозначимых критериев, которые не нужны. Да, должны быть критерии развития, мы должны идти на развитие, для этого у нас есть все возможности.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте