Изменения, произошедшие в последние годы не только в России, Украине, Белоруссии, Казахстане, Азербайджане и других государствах СНГ, связаны главным образом с ростом экономического и научно-технического потенциала, повышением национальной конкурентоспособности путем развития обрабатывающей промышленности, активизацией инновационной деятельности, преодолением топливно-сырьевого характера экспорта СНГ, развитием новых технологий и современных наукоемких производств.
Экономическая политика государств Содружества прошла несколько этапов: от первых шагов понимания того, в каком положении оказалась экономика стран, многие десятилетия основывающаяся на единых подходах, задачах, одной базе, до преодоления массы сложнейших проблем: финансовых, таможенных, рынка рабочей силы, до осознания и наконец понимания причин создания Евразийского экономического сообщества, которое стало фактическим фундаментом Таможенного союза и Единого экономического пространства. Эти «перепады» в экономической политике стран СНГ не могли не оказать свое влияние на многие процессы гуманитарного развития, и прежде всего в сфере образовательной политики, подготовки и переподготовки кадров.Для успешного развития инновационных экономик в СНГ, которые имеют качественные различающиеся характеристики, необходимо было прежде всего создать коллективные финансовые институты для выполнения стабилизирующих, адаптационных и консолидирующих функций в отношении всего интеграционного пространства, включая и подготовку кадров. Для общего понимания, о каких финансовых институтах идет речь, назову только два наиболее значимые: Евразийский банк развития и Антикризисный фонд ЕврАзЭС. Из уставного капитала этих структур предусмотрено выделение средств на подготовку кадров для современной экономики.Безусловно, вхождение России и практически всех государств СНГ в Болонский процесс поставило перед системой образования наших стран задачу – выйти на уровень соответствующих требований, принятых в едином европейском пространстве. Россия и другие члены Содружества отдавали себе отчет в том, что в наших образовательных системах много причин несоответствия высшего и среднего профессионального образования потребностям современной экономики, постоянно меняющемуся информационно-технологическому производству. Для этого было несколько причин: завышенный спрос на высшее образование, старение педагогического персонала, слабые учебники, несовершенство программ, отставание по внедрению современных обучаемых технологий, проблемы модернизации материальной базы учебных заведений.Система профессионального образования должна была найти адекватные ответы на инновационные вызовы экономик стран СНГ. Предстояло изменить структуру учебных заведений, так как вузы, техникумы (колледжи), а кое-где сохранившиеся учебные заведения начального профессионального образования готовили кадры с высоким уровнем подготовки по всему набору специальностей и специализаций, но и были сосредоточены главным образом в столичных и лишь некоторых региональных научных и образовательных центрах. Это создавало целый клубок взаимосвязанных социально-экополитических проблем – в отношении обучения молодежи, снижения затрат на образование, закрепления специалистов в местах их реальной востребованности, развития корпоративного обучения, культурной жизни провинций, укрепления института семьи. Поэтому в России, в других странах СНГ не было принято скоропалительных решений о «сжатии всей системы образования», а был выбран путь поэтапного реформирования систем образования с интеграцией ее в инновационную экономику.Сегодня система подготовки кадров имеет несколько общих параметров, по которым выстраивается и на которых базируется, это:- показатель востребованности кадров и подготовленных специалистов;- оперативная реакция учебных заведений на запрос рынка труда в конкурентоспособных специалистах;- использование прогнозов экономического развития и подготовка кадров;- способность учебных заведений в обновлении учебно-методической и научной литературы;- наличие соответствующего профессорско-преподавательского состава, педагогов, мастеров производственного обучения;- социальный заказ, социальные партнеры, возможность совместного решения проблем материально-технической базы, закрепление выпускников и их социальная поддержка.Через Совет министров образования СНГ и Совет по образованию ЕврАзЭс осуществляется общая координация образовательной стратегии в вопросах подготовки и переподготовки кадров. Базовые организации высшего профессионального образования создают по определенной процедуре и утверждают решением Совета глав Правительств СНГ (МГУ имени М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургский университет, МГЛУ, Белорусский госуниверситет).Основными направлениями работы базовых организаций высшего профессионального образования стали: мониторинг образовательных программ; организация написания совместных учебников, методических пособий; курсы преподавателей и стажировки; обмен студентами; проведение конференций, мастер-классов, тренингов.К сожалению, на пространстве СНГ нет нормативно-правовой базы по базовым учебным заведениям среднего профессионального образования.Уже состоялись крупные мероприятия по проблемам подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в СНГ. Это первый международный форум стран-партнеров в области подготовки кадров в г. Бишкеке (2007), на котором была создана Евразийская ассоциация национальных академий и институтов государственного управления и государственной службы; Форум подготовки кадров для работы в области атомной энергии, энергетики и атомной безопасности.Исключительная роль в развитии новых подходов в подготовке кадров для инновационной экономики в СНГ, странах – членах ЕврАзЭС сыграл 2010 год, который был объявлен Годом науки и инноваций в СНГ. Нам удалось наряду с интеграционной сформулировать и инновационную перспективу СНГ, где исключительная роль была отведена высшей и средней профессиональной школе. Ядром всей работы стала концепция единого научно-технического и инновационного пространства СНГ, которая была одобрена на неформальном саммите СНГ в Санкт-Петербурге в 2010 году.Основные идеи концепции: усиление координации исследовательской, инновационной деятельности в СНГ и подготовка кадров; углубление взаимодействия взаимодополняемости между научно-техническими и инновационными программами стран СНГ; разработка рамочной программы совместных научно-технических исследований в СНГ (с упором на высшую профессиональную школу); создание общей научной информструктуры, обеспечение беспрепятственного передвижения в рамках СНГ исследований, знаний и технологий; введение патента СНГ; формирование межстрановых исследовательских центров мирового уровня.Каждое из этих направлений в настоящее время стремится компенсировать негативные социальные последствия рыночной экономики и органически порождаемые ею неравенства так, как это делают другие страны мира. В этой связи, например, Россия вступила, говоря словами Президента РФ, в новую реальность – в «образовательную революцию», которая кардинально меняет сам облик российского общества и российской экономики. Экономика должна стать такой, чтобы граждане с высоким уровнем образования, с высоким уровнем запросов могли найти себе достойное место. А это создание 25 миллионов новых, высокотехнологичных, хорошо оплачиваемых рабочих мест для людей с высоким уровнем образования. Мы понимаем – все это насущная необходимость. Россия, как локомотив СНГ, решая эту общенациональную задачу, привлекает государства-партнеры к участию в подготовке кадров для новой экономики, что в значительной степени обусловлено вступлением нашей страны в ВТО.Российская система образования достаточно надежно защищена государственным регулированием, образовательными стандартами, системой лицензирования и аккредитации учебных заведений, системой обеспечения качества институтов образования и образовательных программ. При этом следует иметь в виду, что в целом в действующем законодательстве и нормативно-правовых актах РФ не содержится положений, противоречащих правилам ВТО применительно к сфере образования. Сфера образования вполне открыта для иностранных поставщиков образовательных услуг. Иностранные поставщики услуг (как и сами услуги) имеют возможность доступа на рынок образования во всех подсекторах – начальном, среднем, высшем, образовании для взрослых. В зону риска в большей степени попадают лишь учреждения высшего образования и образования взрослых (профессиональная подготовка и переподготовка).Рано или поздно может встать вопрос о принципе и порядке равноправного финансирования образовательного учреждения (например, в области медицины эта возможность уже активно обсуждается в отношении частных и государственных лечебных учреждений).Что касается позитивных последствий, вытекающих из присоединения к ВТО, то к ним можно отнести ускорение процесса интеграции российских образовательных учреждений в мировое образовательное пространство, увеличение притока финансовых и материальных ресурсов в образование, повышение уровня оплаты труда преподавателей, усиление воздействия рыночных механизмов на качество образования и образовательных услуг, обмен современными программами обучения, интенсификация и повышение уровня освоения иностранных языков, знакомство с другим отношением к учебному процессу, с другими требованиями к уровню знаний студентов, к материально-технической базе, мощный импульс законотворческой деятельности по вопросам образования. Однако, несмотря на позитивные ожидания, нужно помнить, что жизнь вносит свои коррективы, поэтому так необходима вдумчивая позиция экспертов и научно-педагогической общественности в отношении участия РФ в деятельности ВТО в последующие годы, чтобы избежать негативных последствий в важной области – образовании.Мария ЛАЗУТОВА, директор Московского института развития образования, доктор исторических наук, профессор
Комментарии