Профильная школа. Настоящих многопрофильных школ в нашей стране не так уж много. Пока. Зато есть такие, которые имеют богатый опыт обучения по двум-трем направлениям. Мы будем рассказывать о самых разных школах России, где готовят ребят к выбранной профессии.
Шесть лет назад я уже писала о 3-м городском лицее архитектуры и дизайна. Тогда его учащиеся только что вернулись из Барселоны, где не только с восторгом открыли для себя современного испанского архитектора Гауди, но и представляли собственные проекты на ХIХ Международном конгрессе архитекторов. Но вот вопрос: как смогла обыкновенная школа вырасти в научную и профильную?
Еще в 1987 году ректор Архитектурно-строительногй академии Александр Иванович Еремкин решил: возможности довузовской подготовки старшеклассников надо расширять. Представьте, что у вас ребенок-выпускник. Он хочет стать архитектором, и только архитектором. Он идет на вступительные экзамены и… недотягивает. Ему не хватило каких-нибудь полбалла. Можете хоть тысячу раз сетовать на то, что “просто не повезло”. Где гарантия, что на другой год, а потом и на третий не повторится та же картина?
Как рассуждал Еремкин? Вузовский преподаватель сам придет в школу. Сам станет вести профильные и элективные дисциплины. Он увидит старшеклассников – каждого. Затащит их в свои студии, на факультативы… Так и получилось. Из выпускников архитектурного класса лицея теперь поступают в институты по своему профилю все сто процентов детей. Сколько эмоций, сил, нервов, времени сэкономлено! И сколько благородных целей осуществлено! Но, более того, как сказала мне декан архитектурного факультета ПГАСА Ирина Родникова, именно ребята из лицея становятся потом лидерами в учебе в своих вузовских группах, потому что уровень их подготовки изначально выше.
Объясню почему. Готовясь к вступительным экзаменам, они не разбрасывались. Образовательный проект лицея и ПГАСА “Архитектура и дети” предусматривает изучение помимо базовых именно тех дисциплин, которые понадобятся будущим архитекторам и дизайнерам. В 10-11-х классах это “Основы рисунка”, “Основы композиции”, “Основы живописи”, “Теория изображения” и разные практики. По часам это не так уж и много, 5-6 уроков с утра. После школы, во второй половине дня, они ехали в академию, к вузовским преподавателям. Но запарка бывала только перед конкурсами. Тогда несколько раз случалось, что дети даже ночевали в школе. Директор лицея Татьяна Вукович выразилась так: “У нас постоянно бывают медкомиссии. Как все дети, наши тоже приходят в старшие классы ослабленными. Но активное занятие творчеством… улучшает состояние их здоровья! Особенно психическое”. Нет, и у них бывает, конечно, что некоторые десятиклассники не справляются с творческой программой. Не случайно именно в десятом два архитектурных класса, в одиннадцатом уже один. Куда же деваются остальные ребята? Они остаются в школе, но только меняют направление профиля. Это все то же архитектурно-строительное дело, но только его бизнес, коммерция, управление, техника. Оказывается, академия сотрудничает с 52 школами области! Это настоящий университетский комплекс – единое образовательное пространство на сотни километров вокруг. Ведь в академии много факультетов. Кому-то надо и дороги строить, и мосты. Но как сотрудничать областному городу и маленькому районному центру, в котором нет своих институтов? Здесь свои формы. Например, воскресной школы. Это когда старшеклассники в выходной день приезжают в Пензу и шесть часов занимаются у вузовских преподавателей по профильным дисциплинам. А если не могут приехать, если это дорого? Тогда преподаватели вахтовым методом выезжают в школы сами. Выгодно ли это детям? Безусловно! А взрослым? Тоже, потому что при средней заработной плате вузовского преподавателя – 2,5 тысячи рублей – он зарабатывает выездными лекциями еще столько же. Заведующий кафедрой, профессор – больше. Но, конечно, работать приходится много. Однако для настоящего профессионала работа – все-таки наслаждение. В сущности, это прообраз будущего “магистра педагогических наук”, который по плану Министерства образования России должен преподавать в профильной школе ближайшего будущего.
Кстати, сейчас лекции, читанные школьникам в районных городах, оплачивают местные, муниципальные органы образования. “А хватит ли у города средств открыть специальные курсы и поднять квалификацию ряда преподавателей старших классов до “магистра”?” – спросила я у заместителя городского управления образования Зои Алексеевны Бухлиной. “Найдем средства”, – ответила она. И в это верилось, потому что из бюджета города на образование идет тридцать процентов средств. Что же касается преподавателей вузов, то им просто необходимо послушать лекции по педагогике, чтобы узнать возрастные особенности школьников.
В профильной школе теоретически возможно и дистанционное обучение. Как раз недавно в академии открылся компьютерный центр, он же – местная картинная галерея.
Однако профильная школа – это еще и важное для ребят сосредоточие на творческой жизни. В далеких восьмидесятых годах в академии тоже собирался кружок одаренных школьников – будущих архитекторов. Но их было… восемь человек. В лицее, в тридцати кружках, сейчас – семьсот! Самое главное уже есть. Недаром в одном из тринадцати гимнов школы ребята поют: “Нам больше нечего искать”.
Вот работа Солощенко Ольги. Она выхватила взглядом из прошлого, которого уже нет, древние, самые прекрасные сооружения своего города и расположила их рядом. Может быть, взорванные некогда здания по этому проекту и восстановят когда-нибудь? Кстати, это работа, зачтенная Оле прошлой весной как один из профильных вступительных экзаменов в академию. Оля уже первокурсница.
Вот целая философская концепция, выраженная многообразием синих и голубых квадратов, один в другом, – “Чем глубже, тем светлее”. Работа Гладковой Наташи и Шугуровой Жени. Девочки получили диплом первой степени на одном из международных конкурсов. Но есть ли спрос на таких замысловатых фантазеров? Стопроцентный! А секрет успехов прост. Не было бы профильной школы, говорили мне, в академии пришлось бы учить ребят азам. И сколько лет ушло бы только на это! Профильная школа позволяет заранее “отсеяться” из профессии менее способным. Но тем, кто остался, пройти за пять лет учебы дальше, чем было прежде. Вот что такое хорошая “довузовская подготовка”, расшифровал мне ответственный за нее в академии проректор Виктор Николаевич Каледа: “Здесь нет “случайных” ребят!”
Ирина РЕПЬЕВА
Пенза
Комментарии