Несколько фактов о рынке труда, дипломах и образовании для ИТ-специальностей: во-первых, дефицит кадров в ИТ-индустрии составляет сотни тысяч человек, и он постоянно растет; во-вторых, несмотря на дефицит, выпускнику вуза по ИТ-тематике непросто найти работу, потому что качество обучения оставляет желать лучшего и выпускникам не хватает практического опыта. Из-за дефицита кадров в ИТ уже несколько лет не важен диплом о высшем образовании, гораздо важнее опыт; в-третьих, крупные ИТ-компании давно живут по принципу «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», всерьез занимаясь ИТ-образованием и наращивая у себя методическую и педагогическую экспертизу; в-четвертых, современное ИТ меняется так быстро, что обучение навыкам становится важнее комплексного обучения. То есть, по сути, хороший ИТ-специалист становится таковым в процессе работы.
Из этого следует, что массовое обучение ИТ-специальностям в вузах на бакалавриате и в магистратуре кажется необоснованным, для подготовки ИТ-специалиста нужен год, максимум – два. Само обучение должно вестись совместно с ИТ-компаниями в дуальном формате. Конечно, система специального профессионального образования лучше всего подходит для компенсации основного объема дефицита и для удовлетворения потребностей сотен тысяч ребят в интересной и высокооплачиваемой работе.В этой связи сложно сказать, что нужно сохранить в преподавании информатики в школах. Сейчас это весьма устаревшее и недостаточное действо. Преподавать информатику необходимо с младшей школы, нужны новые методы обучения. Ребенок должен уметь к пятому классу программировать на одном из скриптовых языков, например Python. Очень важна профориентация в ИТ-направлении, школа должна уметь рассказывать ребенку, что, где и как делается в отрасли, какие есть профессии и карьерные траектории.Учитель же ИТ должен в первую очередь понимать, что будущее неопределенно. И что некоторые наши знания и навыки устареют в ближайшее время. Мы можем только гадать, какие компетенции понадобятся через 5-10 лет, к тому моменту, как ученики из классов станут студентами и переместятся в аудитории. В этом смысле важным становится умение объяснять неопределенность будущего и показывать основные тренды своим ученикам для того, чтобы их ожидания от будущего были адекватно сформированы. Как мне кажется, современные учителя уже готовы к более персонализированному обучению. Типовой «квадратно-гнездовой» метод, когда весь класс учился под одну гребенку, потихоньку себя изживает. Разговоры о персональных образовательных траекториях становятся все увереннее. Было бы еще неплохо, если бы эту позицию, движение в этом направлении разделял бы и образовательный регулятор. Думаю, что ключевое изменение должно произойти именно в отношении Минобразования к формализации и бюрократии в образовательной деятельности. Учителю надо дать больше свободы и творчества, и желательно освободить его от написания ненужных и формальных бумажек.Сегодня наступает эпоха онлайн, искусственного интеллекта и машинного обучения, и многие уверены, что именно с этим связаны трансформации образования. Но лично я не уверен, что искусственный интеллект в образовательной деятельности в обозримом времени сможет конкурировать с человеком. В обучении большую роль играют и будут играть человеческий фактор и индивидуальные способности учеников. Дмитрий ВОЛОШИН, сооснователь образовательного проекта OTUSДосьеДмитрий Волошин несколько лет возглавлял департамент образования Mail.Ru Group, а позже разработал концепцию корпоративного обучения в Ростехе. В 2017 году запустил проект OTUS, который позволяет значительно поднять уровень ИТ-специалистов и трудоустроить их в лучшие компании.
Комментарии