В настоящее время одним из направлений модернизации системы российского образования является совершенствование контроля и управления качеством образования. В одобренных Правительством Российской Федерации приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации отмечается, что необходимо «…сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ».
До недавнего времени большинство управленцев образования относились к проблеме независимой оценки качества образования в России индифферентно. Результаты, которые показывали школьники в СССР и России в ходе международных исследований по оценке качества образования, таких, как программа международной оценки обучающихся: мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии PISA (Programme for International Student Assessment) и сравнительное исследование по оценке качества математического и естественно-научного образования TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), фактически никого не интересовали. Обсуждение данного вопроса велось лишь небольшим профессиональным сообществом, связанным с проводимыми международными исследованиями.
После начала эксперимента по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) ментальность управленцев начала изменяться и многие руководители почувствовали необходимость в получении независимой объективной информации об учебных достижениях обучающихся, оперировании реальными показателями, характеризующими деятельность как отдельных образовательных учреждений, так и в целом муниципальных и региональных образовательных систем. Именно желание иметь внешнюю оценку уровня образовательных достижений является основанием для поддержки большинством руководителей системы образования обязательности введения ЕГЭ для всех выпускников школ.
ЕГЭ, являясь очень важным элементом системы оценки качества образования, не дает исчерпывающей информации для управления его качеством. Фигурально выражаясь, ЕГЭ показывает лишь «температуру» в данном образовательном учреждении или в совокупности образовательных учреждений. Но для принятия управленческих решений этого недостаточно. Поэтому появляется необходимость в дополнительных данных.
При обсуждении проблемы оценки качества образования необходимо учитывать, что часто в дискуссиях по поводу общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО) не различают оценку знаний обучающихся и оценку деятельности образовательных учреждений, деятельности системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Между тем способы и критерии оценки качества образования этих систем хотя и взаимосвязаны между собой, но имеют и существенные различия. К примеру, если необходимо оценить уровень освоения девятиклассниками в России курса физики, то нет необходимости проверять каждого девятиклассника страны. Достаточно сделать репрезентативную выборку и провести разовый срез знаний детей этой выборки по единым контрольным измерителям и процедурам. А если необходимо понять, насколько эффективна работа того или иного общеобразовательного учреждения, нужно, с одной стороны, посмотреть уровень знаний в этой школе (причем за несколько лет), а с другой – представлять, какой контингент учащихся приходит в школу, условия, в которых она работает, где располагается, ее кадровый потенциал, материально-техническое обеспечение.
Кроме того, качество образования не тождественно качеству обученности. Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса. Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
При создании общероссийской системы оценки качества образования следует учитывать, что, оценивая качество организации образования, например на уровне школы, необходимо оценивать весь комплекс вопросов от оценивания организации питания и досуга учащихся до учебно-методического и кадрового обеспечения образовательного процесса. А если говорить о качестве образования в системе муниципалитета или региона в целом, то важно оценивать не только знания каждого школьника, но и отношения потребителей образовательных услуг – учреждений профессионального образования, самих выпускников школ и т.д.
Необходимость развертывания работ по созданию общероссийской системы оценки качества образования подтверждает и анализ зарубежного опыта. К основным тенденциям, проявившимся в последнее десятилетие в мире в области оценки качества образования, можно отнести следующие:
– изменение понимания качества образования. В системе рыночных отношений качество рассматривается с позиций его соответствия требованиям потребителя (потребностям учащихся, их родителей, рынка труда и т.д.);
– комплексное рассмотрение проблем оценки качества образования, управления качеством образования и обеспечения качества образования путем создания ключевых элементов системы обеспечения качества образования (наличие образовательных стандартов, оценки достижения стандартов независимыми организациями, обеспечение автономии образовательных учреждений);
– развитие новых элементов системы оценки качества образования как сочетание внутренней и внешней оценки; сочетание оценочной деятельности как средства отчетности, так и средства оказания поддержки образовательного учреждения;
– использование многоуровневого системного моделирования при планировании исследований качества образования и анализе результатов. Выделение показателей, характеризующих разные уровни образовательной системы (национальный, региональный, образовательного учреждения, обучающегося), а также показателей, характеризующих инвестиции в образование, образовательный процесс и образовательные достижения;
– более широкое понимание образовательных достижений. Вводятся следующие показатели образовательных достижений: образовательные достижения по отдельным предметам; динамика образовательных достижений, отношение к учебным предметам; ключевые (внепредметные) компетентности (познавательные, социальные, информационные); удовлетворенность образованием; степень участия в образовательном процессе (активная работа на уроке, участие во внеурочной работе, пропуски занятий ); дальнейшее образование и карьера выпускника. Выделение в таксономии образовательных достижений по отдельным предметам уровней грамотности и компетентности;
– проведение широкомасштабных мониторинговых исследований качества образования на национальном и международном уровнях как основы для принятия управленческих решений.
К настоящему моменту сложилось следующее понимание общероссийской системы оценки качества образования как совокупности организационных и функциональных структур, обеспечивающей основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений и определение индивидуальных и личностных качеств детей и взрослых граждан, а также выявление факторов, влияющих на образовательные результаты.
Создание общероссийской системы оценки качества образования в России будет способствовать достижению следующих целей:
– обеспечению объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения;
– обеспечению единого образовательного пространства;
– повышению уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решений (по продолжению образования или трудоустройству);
– развитию государственной аттестационной службы;
– принятию обоснованных управленческих решений по повышению качества образования.
Достижение поставленных целей требует построения системы оценки качества образования на основе следующих принципов:
– реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;
– возрастно-психологической адекватности процедур и показателей;
– учета типовых социально-экономических и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации;
– открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
– открытости и доступности информации о состоянии и качестве образования;
– повышения потенциала внутренней оценки, самооценки;
– осуществления внешней оценки структурами, функционально и ресурсно независимыми от системы управления образованием;
– централизованной разработки процедур, технологий, инструментальных средств аттестационных и мониторинговых исследований на основе апробированных российских и зарубежных аналогов;
– широкого обсуждения в профессиональном сообществе содержания, процедур, технологий, инструментальных средств аттестационных и мониторинговых исследований;
– принятия и реализации управленческих решений на основе результатов оценки состояния и качества образования;
– соблюдения преемственности в образовательной политике и традиций российской системы образования.
Основные задачи, которые должны выполняться общероссийской системой оценки качества образования:
1. Оценка уровня образовательных достижений обучающихся образовательных учреждений для их итоговой аттестации и отбора для поступления на следующую ступень обучения.
2. Оценка качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования (федеральных и международных).
3. Формирование системы измерителей для различных пользователей, позволяющей эффективно реализовывать основные функции оценки качества образования.
Можно выделить следующих основных пользователей информации, представляемой общероссийской системой оценки качества образования:
– обучающиеся и их родители;
– педагогические коллективы школ и преподаватели вузов;
– органы управления образованием;
– работодатели.
К основным принципам отбора показателей для оценки качества образования можно отнести следующие:
– ориентация на требования внешних пользователей;
– учет потребностей системы образования;
– минимизация системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования;
– инструментальность и технологичность используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
– оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);
– иерархичность системы показателей;
– сопоставимость системы показателей с международными аналогами;
– соблюдение морально-этических норм в отборе показателей.
Следует отметить, что мгновенное создание системы, которая будет решать вышеназванные проблемы, невозможно. Поэтому необходимо максимально использовать существующие формы контроля качества образования, в частности, созданную инфраструктуру в рамках эксперимента по введению ЕГЭ, механизмы и процедуры единого госэкзамена, аттестации и аккредитации образовательных учреждений, мониторинговых исследований, диагностических обследований, сбора статистических данных, увязывая их с общероссийской системой оценки качества образования.
В рамках создания ОСОКО важно решить вопрос и о качестве профессионального образования. Хотя в профессиональном, как и в общем образовании имеются определенные наработки, предстоит еще большая работа. Необходимо будет провести ряд комплексных исследований и усовершенствовать организационные механизмы, в частности, в области высшего профессионального образования к этому подталкивает Болонская конвенция. При этом в систему независимой оценки качества деятельности учреждений профессионального образования должны включаться не только работодатели, но и сами абитуриенты.
Минобрнауки России и Рособрнадзор должны в этом году разработать подходы к созданию общероссийской системы качества образования. Необходимо будет развивать существующие организационные структуры, механизмы и процедуры по следующим направлениям:
– упорядочение информационных потоков: исключение дублирования или повторных запросов в адрес образовательного учреждения на предоставление одной и той же информации. Вся информация, собираемая из первичных источников, должна быть доступна для официального использования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях;
– разграничение полномочий различных организационных структур (аттестационных, методических, инспекторских и других служб контроля и оценки) и координация их деятельности;
– объективизация существующих экспертных процедур и технологий, традиционных методов оценки и контроля;
– введение механизмов обязательной общественно-профессиональной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений;
– осуществление централизованной разработки диагностических средств;
– разработка и внедрение программ повышения квалификации и переподготовки работников образования в области оценки качества образования.
Также предполагается создание новых организационных структур и механизмов:
– федерального информационно-аналитического центра оценки качества образования, осуществляющего разработку показателей и требований к основным технологиям и процедурам оценки качества образования, сбор и обобщение информации, подготовку ежегодного отчета о состоянии образования в России и рекомендации по развитию системы образования;
– системы мониторинга качества образования, направленного на выявление тенденций развития российской системы образования и ее основных проблем (в рамках международных, общероссийских и региональных исследований), и на его основании принимать те или иные управленческие решения по результатам, которые будут получаться в системе ОСОКО;
– системы сертификации педагогических тестовых материалов.
Создание общероссийской системы оценки качества, модернизация на ее основе системы управления качеством образования будут способствовать повышению качества и эффективности образования, созданию условий для формирования новой морали в области оценки качества образования.
Комментарии