Марина ФЕДЯШИНА, учитель русского языка и литературы прогимназии №1752: – Однажды на уроке я предложила ребятам написать письмо тому, кому очень хочется, кто находится далеко или близко, с кем можно говорить сердцем.
А с кем бы хотела поговорить сердцем я?
Я бы написала письмо моему учителю: «Дорогая Наталья Александровна! Помните, как в выпускном классе мы составляли с вами Дерево будущего, к веточкам прикрепляли листы, на которых писали названия наших будущих профессий, которые хотели выбрать? На моей ветке тогда было больше всего листочков, там значилось: «Актриса», «Художник», «Журналист», «Экскурсовод» и еще очень много профессий. Но в конце года осталась одна надпись: «Учитель», потому что я поняла, что учитель – это и актер, и художник, и журналист, и психолог, и очень много увлечений, которыми так хочется поделиться».
А потом был первый шаг в профессию и вопросы: «Откуда учитель берет силы на вечную молодость?», «Как сделать насыщенным каждый школьный день?». Об этом я поговорила бы со своим молодым коллегой: «Уважаемый коллега! Нет, просто друг. Вы хотите, чтобы я поделилась с вами опытом? С радостью! Для меня главное на уроке – развитие познавательной активности ребенка. На протяжении пяти лет я участвую в работе городской экспериментальной площадки и осваиваю новые практики образования, составляю для различных этапов урока развивающие, познавательные, проблемные задания, уже составила компьютерную хрестоматию «Нестандартное начало урока». Я считаю, что такие задания позволяют ребенку делать пусть маленькие, но все же открытия. А что лучше для развития познавательной активности, как не метод проектов? Я с удовольствием расскажу, как выбрать тему для самых юных исследователей. Есть мнение, что учеба в начальной школе – не время для проектной деятельности. Не верьте этому, именно в 7-8-9 лет мы должны готовить юных исследователей. Почему, для чего? Для того, чтобы не потерять вопрошающее сознание ребенка. Только один пример: мы работали над проектами по мифам Древней Греции, и у детей возникла проблема. Они узнали из мифов, что пролив Босфор назван в честь быка, превращенного в корову. Возник вопрос: каким образом имена быка и коровы связаны с Босфором? Я не хотела давать им ответ в готовом виде и предложила провести исследование. Класс фонтанировал, дети обращались к преподавателю древнегреческого языка, но тот не мог ответить на этот вопрос. В итоге дети все же узнали, что, оказывается, в переводе с древнегреческого «Босфор» – это «коровья переправа». Это было одним из первых наших открытий, и дети очень гордятся этим открытием. Я составляю компьютерные игры для различных предметов и групповой работы».
(Такое письмо я, наверное, буду писать всю жизнь!)
А еще одно письмо я обязательно напишу моему ученику: «Ты выбрал педагогическую гимназию, это значит, что педагог для тебя – авторитет. А еще ты знаешь про школу самое главное – в ней должно быть интересно, ведь все, что увлекает, остается в памяти надолго. Поэтому я стараюсь подбирать наиболее емкие, интересные, яркие примеры для запоминания, обращаюсь к этимологии. Ну как забыть шипящую мелодию и убегающую от нее гласную?! И конечно, не сотрутся из памяти однородные члены предложения, которые, как Гуси-лебеди, выполняют одну и ту же работу: преследуют мальчика и относятся к одному члену предложения – к бабе-яге. Неправда, что у учителя нет времени на увлечения. Все мои увлечения остались со мной – и любовь к театру, и роспись, и многое другое осталось со мной, мои увлечения от меня никуда не уходят. Только теперь я стараюсь увлечь всем этим своих ребят. Когда ты вырастешь, ты поймешь, что все, что мы делаем, находит отклик в сердцах людей. Это «потребность человека в человеке», как говорил Сухомлинский».
А еще я написала бы письмо родителям моих учеников: «Для ребенка самое главное – чтобы его любили. Без дружбы прожить можно, а вот без любви, без слов «я в тебя верю», «мы вместе», «ты мне дорог» – нет».
Я очень рада сотворчеству со своими учениками, я благодарна им за те уроки, которые они дают мне (каждый по-своему), и я очень рада, что они такие разные.
Я не знаю, может быть, не права, но мое сердце не очень согласно с определением «педагогика – наука». Наука основывается на постулатах, она конкретна, а для учителя, сколько людей пройдет по мостику его жизни, сколько придет в его сердце, столько будет исключений из правил, по-моему, это здорово.
2007 год объявлен Годом ребенка, но для меня, как, наверное, для каждого учителя, каждый год – это Год ребенка. Наверное, поэтому мы и выбрали для себя такую профессию.
Информация к сведению
Марина ФЕДЯШИНА окончила факультет русского языка и литературы Московского государственного заочного педагогического института, увлекается литературой, живописью и театром, главными педагогическими ценностями считает уникальность и неповторимость каждого ребенка, здоровье детей и их эмоциональное благополучие, доверие, вдохновение, радость как основу обучения.
Комментарии