Появление в Москве первых образовательных комплексов вызвало неоднозначную оценку всех участников образовательных отношений. Идея московских властей заключается в объединении детских садов и школ одного микрорайона в единую систему, которая позволит усовершенствовать образовательный процесс.
Родители были обеспокоены тем, что качество обучения может снизиться из-за объединения «сильных» школ с более «слабыми». Эксперты в сфере образования, наоборот, были убеждены, что процесс объединения даст исключительно положительный эффект, что благодаря объединению произойдет выравнивание качества образования, образовательные комплексы помогут подтянуть «слабые школы», нивелировать негативный результат работы таких школ до реорганизации, что, кроме того, формирование большого сообщества детей непременно положительно отразится на их подготовке к поступлению в вуз в старших классах, на подготовке обучающихся среднего школьного возраста к обучению на третьей ступени; более успешно пройдет процесс подготовки и адаптации воспитанников дошкольных отделений к условиям организации образовательного процесса в начальной школе, что возможности крупной образовательной организации сыграют важную роль в процессе социализации обучающихся и воспитанников, расширятся возможности для профессионального роста педагогических работников – учителей, воспитателей, ведь повышение квалификации «на рабочем месте» возможно только в крупном образовательном комплексе.С 1 сентября 2013 года детские сады №1106, 1193, 1445, 1782, школы №301, 961, Центр образования №1446 микрорайона Алтуфьево были реорганизованы путем присоединения к школе №1370 с углубленным изучением английского языка. Такая системная интеграция наших образовательных организаций, объединение и приумножение кадровых, материально-технических, рациональное использование площадей и иных ресурсов теперь позволяют управлять процессом и результатами обучения более эффективно и качественно.Один из существенных плюсов объединения – экономия средств, в том числе и финансовых. В условиях введения нормативного финансирования рациональное и эффективное использование финансовых средств позволяет заметно улучшить оснащение педагогического процесса, закупить методический материал, модернизировать помещения. Ресурсы, имеющиеся в распоряжении каждого структурного подразделения комплекса, стали доступны и остальным – библиотеки, школьные музеи, бассейн, актовые и спортивные залы, кабинеты хореографии, большой выбор бесплатных кружков и секций в рамках дополнительного образования детей.Важно, что выстраивается диалог в профессиональной сфере между учителями и воспитателями, педагоги обмениваются опытом, выбирают наиболее оптимальную систему взаимоотношений, демонстрируют и обмениваются лучшими педагогическими практиками. Для родителей образовательный комплекс – большое преимущество, дети, посещающие детские сады в составе образовательного комплекса, плавно и естественно переходят в школьное подразделение.Благодаря объединению в единый комплекс в дошкольном отделении школы №1370 значительно увеличился контингент воспитанников. На сегодняшний день их общая численность составляет 821 человек, есть 39 групп, среди них 26 групп общеразвивающего вида, 7 групп для детей с нарушением зрения, 3 группы для детей с нарушениями речи, одна группа для детей с задержкой психического развития, одна инклюзивная группа, одна группа кратковременного пребывания. Дошкольное отделение обеспечивает воспитание, образование и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте до 7 лет. В трех структурных подразделениях реализуют примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Детство», в одном структурном подразделении – примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Истоки», а также программы «Воспитание здорового ребенка», «Программа по развитию речи детей дошкольного возраста», «Я – человек», «Юный эколог», «Художественное творчество», «Основы безопасности детей дошкольного возраста», «Математика в детском саду».Перед дошкольным подразделением в образовательном комплексе стоят такие цели, как: объединение дошкольного и начального общего образования в целостный педагогический процесс, построенный на единой организационной и методической основе с учетом внедрения новых образовательных стандартов; реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального общего образования, с приданием педагогическому процессу целостного последовательного и перспективного характера; обеспечение дошкольникам равных стартовых возможностей на первой ступени школьного обучения.Для достижения этих целей необходимо решить несколько задач. Это: организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе дошкольного образования с учетом внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться; формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для успешной адаптации к школе; подбор содержания образования детей на дошкольном уровне образования для сохранения ценности дошкольного периода, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы.Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования на практике – одна из целей федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Нельзя сказать, что до введения ФГОС в этом плане не наблюдалось никакой практической преемственности: конечно же, она существовала всегда, но именно введенный стандарт образования на государственном уровне позволил перевести ее на качественно новый уровень. Использование ФГОС в дошкольном образовании предполагает, что обучение и воспитание строят таким образом, чтобы у ребенка сформировались предпосылки к успешному продолжению учебы в школе.В нашем образовательном комплексе преемственность дошкольного образования и начального общего образования находит свое практическое выражение, мы создаем все условия для того, чтобы ребенок от доминирующей в дошкольном возрасте игровой деятельности без труда смог перейти к доминирующей в школьном возрасте учебной деятельности. Учителя школы имеют возможность выходить на учебные группы воспитанников детского сада, знакомиться с формами работы, которые используют в детском саду, узнать основные требования программы, по которой работают дошкольные подразделения комплекса, увидеть своих будущих первоклассников в привычной для них обстановке, а воспитатели дошкольного отделения имеют возможность лучше ознакомиться с программами для детей первого класса, узнать основные направления работы учителей начальных классов, увидеть своих выпускников на уроках в школе. Таким образом, происходит интеграция кадрового ресурса, потому что учителям есть чему научить воспитателей дошкольного отделения, а воспитателям, обладающим методиками и технологиями воспитательной работы, развивающего обучения, есть чему научить учителей начальной школы.В нашем образовательном комплексе делают упор на знакомство ребенка со школой еще до того, как он пойдет в первый класс. Для этого мы провели фестиваль «Будем знакомы. Давайте дружить»; музыкальную гостиную «Времена года», музыкальный спектакль «Щелкунчик» (в рамках реализации образовательного проекта «Классическая музыка в детском саду»); новогодние елки для детей дошкольного отделения. Дети подготовительных групп посетили музеи школьного отделения; приняли участие в Неделе безопасности дорожного движения; смотре-конкурсе «Огонь-друг, огонь-враг». Таким образом, ребенок успевает адаптироваться к школьным стенам до официального поступления в школу.На дошкольной ступени образования сохраняют самоценность детства, формируются фундаментальные личностные качества ребенка, достижения, которые служат основой его успешного обучения в школе. В то же время школа, как преемник дошкольной ступени образования, строит свою работу не с нуля, а подхватывает достижения ребенка-дошкольника, развивает его потенциал. Многопрофильный образовательный комплекс – это новые возможности детей, которые могут максимально полно раскрыть свой потенциал, получить качественное образование и определиться с выбором будущей профессии. Генри Форд писал: «Собраться вместе – это начало, остаться вместе – это прогресс, работать вместе – это успех». Мы объединяем ресурсы, опыт, навыки и знания в интересах наших детей!Елена ВАСИЧЕВА, старший воспитатель школы №1370
Комментарии