Начальная школа – это первооснова воспитания и образования. Ее главная задача так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый школьник независимо от своих возможностей мог успешно развиваться, реализовывать себя в познавательной деятельности. Усиление акцентов на вариативность и личностную направленность системы начального образования требует от учителя поиска современных эффективных методов и технологий обучения.
Состояние современной сферы образования и тенденции развития общества требуют развития системы образования на основе информационных технологий, создания соответствующей информационно-образовательной среды. Что же такое информационно-образовательная среда (ИОС)? Существует много различных определений ИОС. В целом можно говорить о том, что ИОС – система информационной, технической и учебно-методической составляющих, целенаправленно обеспечивающих учебный процесс. Информационно-образовательная среда – это педагогическая система нового уровня.Очевидно, что дальнейшее развитие начального образования так или иначе будет связано с все более глубоким внедрением ИКТ-технологий для развития познавательной способности младших школьников. Особенностью профессиональной деятельности учителя начальных классов стало то, что именно он адаптирует детей к образовательной среде, показывает особенности обучения и самообразования в условиях информационного общества, реализует развивающую функцию обучения в условиях информационной среды.В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения особое место отведено универсальным учебным действиям (УУД), обеспечивающим умение учиться, то есть способность к самоорганизации для постановки и решения учебных задач.Важное условие развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе – создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдения, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог.Одна из составляющих такой информационно-образовательной среды – ИКТ-технологии с использованием элементов дистанционного обучения. Применение ИКТ в учебном процессе позволяет учителю: эффективно организовать учебный процесс; представить обучающие материалы в текстовой (карточки, тесты, самостоятельные и контрольные работы) и мультимедийной форме, что разнообразит формы проведения уроков, вызывает интерес у учащихся к изучаемому материалу (обучающие программы, виртуальные лаборатории, электронные учебники); автоматизировать систему контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, процесс усвоения, закрепления и применения учебного материала с учетом интерактивности многих электронных учебных пособий; индивидуализировать обучение; увеличить объем полученной информации; формировать информационную культуру, в том числе обучать учащихся находить и использовать различные виды информации, что является одним из важнейших умений в современном мире; организовать внеклассную учебную работу; предоставить возможность моделирования и демонстрации процессов, недоступных наблюдению в условиях школы; получить доступ к глобальным интернет-ресурсам.В рамках реализации стандартов второго поколения учителя начальных классов пилотных школ прошли подготовку на курсе «ИКТ-компетентность учителя начальной школы», им было предоставлено интернет-пространство, где каждый создал личную информационно-образовательную среду для поддержки образовательного процесса в своем классе. Общая структура пространства одинакова для всех: оно разбито на 34 учебные недели попредметно. В каждом предмете учитель выделяет основную тему недели и уже сам наполняет эту тему теми ресурсами, с которыми будут работать ученики. Это могут быть как материалы, созданные самим учителем (карточки, тесты, кроссворды, ребусы, логические задачи, задания повышенного уровня сложности, олимпиадные задания), так и ссылки на образовательные ресурсы Интернета, а также задания, которые носят творческий характер.Мне также было предоставлено такое пространство, и я, готовясь работать в 1-м классе, создавала свои ресурсы по основным предметам: обучение грамоте, математика, окружающий мир. Карточки-задания были выполнены в среде ПервоЛого, разработанной специально для дошкольников и младших школьников. По сути дела, эта программа представляет собой компьютерный альбом, в котором в отличие от бумажного ребенок может не только рисовать, писать и решать задачки, но и создавать мультфильмы и другие проекты на любые – как школьные, так и личные – темы. Карточки-задания были подготовлены по всем основным темам, изучаемым в 1-м классе, направлены на освоение содержания предметных курсов, формирование общих учебных умений, навыков и способов познавательной деятельности. Задания разноуровневые, многовариантные, расположены по принципу «от простого к сложному», что позволяет ребенку менять виды деятельности и стимулирует учащихся к творческой работе, вызывает интерес, предупреждает утомляемость.Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения выделяют ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности, такие как обобщенные способы решения учебных задач (формулировка вопроса, наблюдение, фиксация и организация данных, их первичная интерпретация, презентация результатов), умение работать с разными источниками информации – учебной, художественной, научно-популярной, справочной литературой. Работая с ИКТ-ресурсами, учащиеся стремятся к самореализации, у них формируются навыки планирования и самоконтроля, активизируется интеллектуальная деятельность. Этот вид работы с учащимися позволяет учителю получить картину качества усвоения материала каждым учеником с помощью осуществления обратной связи и возможности адресной корректировки.Очень важно уже в начальной школе заложить мысль, что компьютер вовсе не игровой автомат и попутчик в путешествии по виртуальным мирам, а инструмент решения задач. В процессе работы с ИКТ-ресурсами учащиеся отрабатывают основные пользовательские навыки и навыки самостоятельной работы. Стимулируя учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание собственных заданий, тестов, например базы данных (классификация растений, животных, создание электронной библиотеки прочитанных книг). Такие задания позволяют поработать с дополнительной информацией, систематизировать полученные знания, расширить кругозор.Использование информационных технологий открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве учащихся.Подводя итоги, можно говорить о том, что педагогический потенциал информационной среды огромен и позволяет нам решать все те задачи, которые ставят перед нами стандарты второго поколения: обеспечение психолого-педагогического сопровождения учебного процесса; разноуровневость содержания образовательного ресурса; индивидуализация учебного процесса; возможность интенсификации процесса обучения; ориентация на самообразование; гибкость организационной структуры обучения с использованием ДОТ; возможность обеспечения деятельностного подхода; создание ситуации успешности для учащихся; социализация учащихся; организация коллективной деятельности и работы в группах сотрудничества.Н.СЕК, учитель начальных классов школы №2035
Комментарии