– Петр Иванович, я знаю, что вы лично очень много внимания уделяете проблемам образования. Решение этих проблем требует не только много времени, но и больших средств. Скажите честно: зачем области нужно так много тратить на образование? – Не только область тратит. Россия прежде всего тратит. Образование нужно всем: и стране в целом, и каждому региону, и каждому человеку. Я вспоминаю далекое уже время, 47-й год. После войны моя семья жила в маленькой деревушке. Отец пришел с фронта. До войны он там работал председателем колхоза. Пять лет на фронте. Повезло, живой пришел, не инвалид. Нас было уже четверо. Потом еще трое появились. Хотя тяжелое время было, они решили переехать в другую деревню, за 15 километров. Дом там купили, в долг влезли, новую работу надо было осваивать, с соседями знакомиться. Знаете, почему переехали? По одной простой причине: там, где мы жили, была школа с четырьмя классами. А там, куда переехали, – с десятью классами. Родители посчитали, что дети должны получить среднее образование. У самих же было только четыре класса образования. Я закончил школу, потом институт, а до меня старший брат получил высшее образование, после меня – младшая сестра. Я считаю, что это заслуга моих родителей.
Досье «УГ»Петр Иванович СУМИН родился в 1946 году в селе Верхняя Санарка Троицкого района Челябинской области. Окончив в 1964 году среднюю школу, поступил на металлургический факультет Челябинского политехнического института.После окончания вуза в 1969 году пришел работать на Челябинский металлургический завод. Начинал подручным сталевара. Избирался и работал секретарем комитета ВЛКСМ ЧМЗ, секретарем Металлургического района ВЛКСМ, первым секретарем Челябинского горкома ВЛКСМ. В 1978 году, отклонив предложение о продолжении партийной карьеры, П.И.Сумин уходит на производство – заместителем начальника ЭСПЦ-5 Челябинского металлургического завода. Через два года был избран вторым секретарем Металлургического РК КПСС.В 1984 году его избирают председателем Челябинского горисполкома. В 1985 году по его инициативе было принято постановление Совета Министров СССР «О развитии городского хозяйства г.Челябинска». Выполнение этого постановления дало мощный толчок развитию инфраструктуры города, его социальной сферы, строительства жилья.В 1987 году П.И.Сумин назначен первым заместителем председателя Челябинского облисполкома, в 1988-м на альтернативной основе был избран вторым секретарем обкома партии, в ответственность которого входило решение вопросов экономики и промышленности.В 1989 году Петр Иванович избран председателем Челябинского облисполкома, а в 1991 году председателем Челябинского областного Совета народных депутатов. В 1993 году Петр Сумин побеждает на первых выборах главы администрации Челябинской области, однако их итоги были отменены, несмотря на решение Конституционного суда РФ о признании законности результатов этих выборов. После роспуска Советов с 1993-го по 1995 год Петр Иванович работает вице-президентом инвестиционной холдинговой компании «Выбор».В начале 1994 года при активном участии П.И.Сумина в области создается массовое общественно-политическое движение «За возрождение Урала», лидером которого он является по настоящее время. В декабре 1995 года Петр Иванович, одержав убедительную победу на выборах в Госдуму, становится депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Работал в думском Комитете по бюджету, налогам, банкам и финансам, принимал участие в работе независимой депутатской группы «Народовластие».В 1996 году П.И.Сумин побеждает на выборах главы администрации Челябинской области – становится губернатором области, членом Совета Федерации. В декабре 2000 г. избран губернатором области на второй срок.В апреле 2005 года наделен государственными полномочиями высшего должностного лица – губернатора Челябинской области.Член Государственного Совета Российской Федерации.
Они тогда, в трудное послевоенное время, когда многого не хватало – ни сахара не было, ни хлеба, одежонка была плохая, – думали об образовании. Хочу вам сказать, что я вижу, как за последние годы возросла цена образования. Не в плане того, что приходится платить. Конечно, где-то приходится и платить. А в том плане, что молодые ребята и девчата, с которыми мне часто приходится встречаться и в школах, и в вузах, и здесь, мы сюда одаренных ребят приглашаем, вручаем им дипломы, награды, премии, приглашаем студентов, лучших учащихся, аспирантов, стали серьезнее относиться к учебе. Они понимают, что, получив достойное, качественное образование, им легче будет в жизни. А для России образование – не просто способ выживания, а способ жизни и развития.
– Какой учитель, на ваш взгляд, нужен сегодня детям?
– Хороший учитель. Меня, например, учили хорошие учителя. Я до сих пор многих вспоминаю, знаю по имени-отчеству. К сожалению, кого-то уже нет. Они дали мне знания. Я смог из сельской школы сразу поступить в высшее учебное заведение. И не какое-нибудь, а наш Политех, один из лучших вузов области. Правда, тяжело было на первом курсе, особенно первый семестр, когда высшая математика пошла. Но ничего, мы же, крестьянские ребятишки, упорные, упрямые. Вначале тройки, потом четверки, потом пятерки. Нормально. Но времена меняются, и образование меняется. Мы многое растеряли. Помните, какими провальными, какими тяжелыми были 90-е годы для образования. Зарплату учителям не платили. Не платили компенсацию на методические пособия, там копеечные деньги, но и этих денег не было. Мы не могли обновлять техническую базу в школах. Сегодня многое изменилось. У нас компьютеры во всех школах. Но их недостает, потому что пока много учащихся приходится на один компьютер. В этом году на дополнительно выделенные деньги мы покупаем еще 250 новейших компьютерных классов – не компьютеров, а классов и будем менять то, что ставили в 2000-м, 2001 году. Но компьютером сегодня уже никого не удивишь. Мы стали специально выделять деньги на химические и физические кабинеты. Ноутбуки каждому директору вручаем бесплатно, работаем в этом плане вместе с Министерством образования и науки РФ. Появились электронные учебники. Этого не было раньше. Что мы имели – черную доску и мел. Наша школа была одной из лучших, она и должна оставаться лучшей школой в мире. Я помню, как четыре года назад мы сделали первые компьютерные центры в Магнитогорске. Начали там учителей учить, в том числе на расстоянии. Они встретились со мной и говорят: ну хорошо, вы здесь научите нас, но потом мы вернемся в школу, а там опять то же самое. Выручить нас могло автоматизированное рабочее место учителя. Мы тогда задумались, посчитали. Сейчас покупаем 290 рабочих мест. И так дальше будем двигаться. Мы так начинали со школьными автобусами. Купили вначале 50 штук, а теперь их бегает по территории Челябинской области более 400. Какие-то регионы только думают программу «Школьный автобус» начинать, а мы думаем, как нам обновлять автобусный парк. В последний день августа я прихожу на площадь Революции, там ребята приехали со всех сел, деревень, проводим митинг, концерт, посвященный началу учебного года. Пообедав здесь, посмотрев на достопримечательности Челябинска, они на школьных автобусах отправляются домой. Покупая автобусы, мы думали, что они будут нужны для одного: забрать из дома – привезти в школу. По грязи дети не идут, по морозу. Родители спокойны, бабушки и дедушки тоже. Но теперь на этих автобусах ездят и на соревнования, и на концерты, и в гости в другие школы, и отдыхать на озеро.
– Сейчас очень модное слово «реструктуризация». Некоторые области тянут руку вверх и докладывают центру: а мы закрыли, то есть реструктуризировали уже 100 школ, 200. А вы закрываете свои маленькие сельские школы?
– Не закрываем. Может быть, здесь большое значение имеет то, что я сам из деревни. Мы всячески стараемся сохранить малокомплектные школы. Я хорошо знаю, что, если в деревне закрывается школа, через какое-то время не станет и этой деревни. Строили-строили в Кизильском районе – хорошая школа получилась, а учеников мало. Мы тогда там детский сад разместили, библиотеку. Школа стала культурным центром для нескольких сел. В начале 90-х годов России оказались не нужны детские садики. Их отдавали предпринимателям под разные офисы, конторы. То же самое происходило в Челябинской области до 97-го года. В 97-м году я издал постановление, запрещающее передавать дошкольные учреждения под нецелевое использование. И мы начали потихоньку отбирать те садики, которые раньше отдали. Тяжело было. Через суды, через психологическую обработку, через волевые решения, административный ресурс – все было подключено. Сегодня у нас детские сады посещают 75 процентов ребятишек, это почти на двадцать процентов больше, чем в среднем по стране. Мы сегодня к садикам относимся так же уважительно, как к школам. Мы не только возвращаем, мы начинаем строить детские садики, потому что мы понимаем: дошкольное воспитание – это основа успешного обучения ребенка во всей средней школе, а не только в первом классе. Кстати, в прошлом году у нас первоклашек было на 820 больше, чем в 2004 году. Рост пошел. Я думаю, мы эту тенденцию в нынешнем году закрепим. Так что школы нам нужны.
– Мы уже привыкли, что в наших школах почти нет мужчин. Но кто научит ребят быть сильными, крепкими, уметь отстаивать свою точку зрения? Нынешняя семья часто отдает своего ребенка полностью на откуп школе: мол, мы налоги платим, а вы воспитывайте и обучайте. Мне кажется, что в школу особо надо привлекать мужчин…
– Я бы не сказал, что в области есть специальная в этом направлении программа. Ну, конечно, мужчины нужны в школе. Но они и есть. Это, как правило, физрук и учитель труда. У нас был Карп Алексеевич, фронтовик, историю преподавал – интересный, умный мужик. После окончания школы я с ним долго переписывался. У нас хорошие отношения были. Конечно, бывало, что мы доводили его иногда. Помню, он кричал на нас: я за вас кровь проливал! Но мы же ничего тогда не понимали… Конечно, в школе нужны молодые грамотные ребята. Но волевым порядком эту проблему не решишь. Целый комплекс мер должен этому способствовать.
– Каких?
– Еще раз говорю: мы не стали делать какую-то специальную программу, но с 97-го года в области есть губернаторский набор школьников. Сегодня по губернаторскому набору учатся в высших учебных заведениях несколько сотен ребят-отличников, учатся они на бесплатной основе. Это юноши и девушки из сел, райцентров и малых городов. Многие из них вернутся в родные места и пойдут работать в те же школы. Проводя модернизацию образования, насыщая школу компьютерами, мы тоже привлекаем в классы ребят-педагогов. И подключение к интернету – мы хотим, чтобы в этом году каждая средняя школа получила к нему доступ, – тоже будет способствовать закреплению молодых ребят в школе. Ведь имея доступ к сети, учителя могут не только работать и обучать ребятишек, но и зарабатывать во внеурочное время. Чтобы закрепить в школе молодых педагогов, мы начали несколько лет увеличивать первоначальную ставку учителя на 40 процентов. Три года доплачиваем, а потом ты давай уже сам повышай квалификацию, зарабатывай. Подъемные – не много, но 10 тысяч даем. В декабре мы выдали всем бюджетникам 13-ю зарплату. Она небольшая, тысяча рублей без подоходного налога. Учителям, врачам, работникам культуры – всем, кто на бюджете. Понравилось им, ждут. На следующий год я сделал 1,5 тысячи. За счет бюджета снова закрыли подоходный. В прошлом году думаю, может, и не надо уже давать? А нельзя, люди же ждут, это уже как положено. Но в прошлом году я уже не стал повышать, выдали по полторы тысячи – а всего 400 миллионов надо отдать за раз. На этот год опять коплю, куда деваться-то?
– Информатизация, о которой вы рассказывали, напрямую связана с национальным проектом. Петр Иванович, поможет ли этот проект, на ваш взгляд, поднять уровень жизни учителя и повысить качество образования?
– Безусловно. Этот проект заставляет работать более эффективно всех: и центр, и регионы, и муниципалитеты. Многое зависит от финансовых возможностей региона. У нас они неплохие. Получая около 315 миллионов рублей из федерального бюджета на национальный проект, мы выделили на него дополнительно еще 450 миллионов. 227 миллионов дают муниципальные образования. Плюс еще другие источники. Вы посчитайте, у нас уже за миллиард. Президент свои гранты учредил, и я, как губернатор, свои гранты учредил. Не стал их делать по 100 тысяч, как президент, а по 50 сделал.
– Сколько?
– Двести. Кстати, губернаторские гранты получат и работники детских дошкольных учреждений.
– Многие годы считалось, что школа должна готовить ребят только к вузу. Вузоцентристская политика во многом сохранилась и сегодня. А что делать тем, кто или не может, или не хочет получать высшее образование? Где им получить качественную рабочую профессию?
– В профессиональном училище. Мы приняли их в областную собственность и, слава богу, сохранили их. Сегодня на их базе создаем специальные центры по подготовке высококвалифицированных молодых рабочих. Эти центры оснащаются компьютерными классами, новейшим оборудованием. По программе национального проекта мы предусмотрели создание в области в этом году уже 10 таких центров в ПТУ. Конечно, работа по трудовому обучению проводится и в школах. Ребята на тракторах работают, на комбайнах. Мы возродили студенческие отряды. В них в прошлом году было 6 тысяч человек. Студенты и проводниками работали, и на комбайнах, и строителями.
– Вы полностью обеспечиваете себя рабочими кадрами?
– Не совсем. Не хватает высокопрофессиональных кадров. Но главное то, что предприятия поняли необходимость сотрудничества с профессиональной школой. Раньше-то они ее всячески выдавливали, а потом оказалось, что невозможно найти токаря или слесаря высокой квалификации, а есть же предприятия, где очень точная качественная работа требуется и сейчас. И тогда они пошли на попятную, стали возвращаться в училища. Теперь они устанавливают свои гранты, премии.
– Школу часто обвиняют в том, что именно в ней дети теряют остатки своего здоровья.
– В свое время президент поручил мне готовить на президиум Госсовета, а затем и на сам Госсовет вопрос о физкультуре, спорте и здоровом образе жизни. Мы довольно серьезно готовили эту работу, проанализировали много информации, внесли предложения. Не так давно по нашим предложениям принята федеральная программа на 5 лет по развитию физкультуры и спорта. На нее государство выделяет 110 миллиардов рублей. Это серьезно. В области у нас во многих школах работают спортивные классы. Там, где их нет, строим в районных школах спортивно-физкультурные комплексы. Завершается строительство такого комплекса в Чесменском районе, построили уже в Усть-Катаве, там целых два плавательных бассейна.
В школах не было мячей, лыж. Мы начали выделять специальное финансирование на приобретение спортинвентаря. И на этот год заложили значительные финансовые ресурсы на эти цели. Стали закупать тренажерные классы. Кстати, строим школьные стадионы. Сегодня в Челябинске уже больше десятка таких стадионов. Там работают специальные инструкторы. Вячеслав Александрович Фетисов попросил меня проанализировать, как стадионы изменили ситуацию с правонарушениями, увеличилось ли число разрядников. Изучаем. Мы приняли в области две спартакиады всероссийские – зимнюю и летнюю. Летняя была в прошлом году. Наши школьники заняли среди 73 субъектов первое место. Я принял их здесь. Они пришли со своими медалями. У некоторых было по 5-7 медалей. И мы за эти медали заплатили им деньги. Кто-то унес 150 тысяч, кто-то – 50 тысяч, кто-то – 25. Они заработали это, они область прославили.
– Сегодня уже никто не спорит с тем, что в школу нужно возвращать военно-патриотическое воспитание. Мы слишком много растеряли за постперестроечные годы, многие школьные музеи закрылись, поисковая работа прекратилась…
– У нас военно-патриотическое воспитание всегда было приоритетной задачей и власти, и педагогических коллективов. Помогал нам в этой работе очень сильный областной совет ветеранов. У нас серьезное объединение ребят, прошедших горячие точки в Афганистане и Чечне. В области три военных института, более сорока воинских частей, и в основном там порядок. И воинские части, и институты, и их преподаватели, полковники-генералы, и наши ветераны, и администрация – это довольно серьезный базис для проведения военно-патриотического воспитания. У нас огромная работа была проведена к 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В школах число музеев увеличилось в десятки раз. Я сам ходил, смотрел, эти музеи чрезвычайно важны. В Челябинске и в других городах возобновляются военно-спортивные игры, которые были раньше, – «Зарница», «Орленок». Ребята добиваются права своей школы встать в почетный караул у Вечного огня. У нас есть отряд «Булат», и они уже не один год выезжают на места боев, ищут останки погибших и находят. Все лето копаются. В Чечню ездили. Там ищут. Там ребята наши тоже погибли. Разве это не военно-патриотическое воспитание? Мы их поддерживаем и морально, и материально. Мы никогда не бросали работу, связанную с военно-патриотическим воспитанием.
– Петр Иванович, я думаю, что вашу область, как и всю Россию, коснулась проблема наркомании. Что делаете для того, чтобы уменьшить это зло?
– Лет 16-17 назад я и в страшном сне представить не мог, что Челябинская область будет пограничной, но она ею стала. Сегодня у нас граница с Казахстаном более 800 километров. А это один из транзитов. Там Афганистан. Когда пришли американцы, в Афганистане наркотиков стали не меньше производить, а больше. Это очень больная тема. Есть система работы на уровне школ, на уровне высших учебных заведений. Довольно серьезно работает наша служба наркоконтроля. Конечно, мы многих спасли. Но многих и не спасли. Сейчас стоит задача создания реабилитационных центров. Почему мы занимаем ребят спортом, техническими кружками? Надо ребенку дать дело, надо вытащить его из подвала, из подъезда. Вот у меня внук. Ему в этом году исполнится 16 лет. Он с 8 лет занимается хоккеем. Сейчас он попал в сборную России как вратарь, уже в Чехии был, в Швейцарии, приехал с какой-то серебряной тарелкой «Лучший вратарь». Я говорю ему: наверное, тебе потому везет, что ты шайбы боишься, от нее бегаешь, а она в тебя попадает и отлетает. Он смеется. А если серьезно, так у него нет времени ни на что, он из тренировок не вылезает. Наше спортивное строительство – тоже элемент борьбы с наркоманией. Построили дзюдо-дворец, Владимир Владимирович Путин там был, оценку дал «супер». Там триста ребятишек занимались, сейчас директор мне доложил – 800 набрали, больше не могут. Мы многое делаем, всего в интервью не расскажешь. Но я уверен, что семья здесь должна играть главную роль, говорить свое веское слово. Когда же милиция говорит свое слово, зачастую бывает поздно что-либо делать.
– Осенью в Челябинске пройдет финал Всероссийского конкурса «Учитель года России», который 16 лет назад придумала «Учительская газета». Готовы принимать гостей?
– Мы привыкли проводить масштабные мероприятия. Это с одной стороны. А с другой – это возможность подтянуть свои дела. Мы рады, что к нам приедут известные люди, мы получим новый опыт. Мы сделаем все, чтобы участники конкурса и гости чувствовали себя у нас удобно, комфортно и могли полностью раскрыться. Мы счастливы, что именно наш учитель в прошлом году завоевал первое место. Иван Иоголевич действительно очень толковый, талантливый человек. Я хорошо знал его отца. Он серьезно занимался с ребятами научно-техническим творчеством. Я очень обрадовался звонку министра образования и науки Андрея Александровича Фурсенко, когда он сказал, что следующий конкурс придется нам принимать. Мы деньгами поможем, другими ресурсами и постараемся сделать так, чтобы этот конкурс прошел не хуже, а лучше, чем все предыдущие.
– Петр Иванович, я этот вопрос задаю всем напоследок: когда ваши дети учились в школе, у вас были какие-то с ними проблемы?
– Не было проблем. Я тогда еще ходил даже на родительские собрания. Они вначале учились в семилетней школе, 67-й, школа была с продленным днем. Это для нас было удобно, потому что жена работала, и я работал, и у нас никого не было, кто бы мог после школы присмотреть за нашими детьми. Мы ходили в школу, красили полы, стены, приносили материалы. И мы не ворчали, не возмущались, но с нас никто и не требовал, как это происходит сейчас: если не принесете, не подарите, у вашего ребенка могут быть проблемы. Конечно, мы с этим боремся. Но чего греха таить, иногда случаются и настоящие поборы. Мы старались помочь школе, потому что считали: делаем это для себя, для своих детей. Конечно, государство пока не все может. И родители могли бы помочь школе. Не можешь принести материал – приди поработай, позанимайся с детьми, организуй что-то интересное. Потом Наташа, старшая дочка, перешла в 1-ю школу, она у нас считается одной из лучших. А Юля пошла в 138-ю, рядом с домом, в новую школу. Не было проблем. Я счастливый отец. И счастливый дед.
Москва – Челябинск – Москва
Летние встречи со студентами. Фото Владимира САДЫРИНА
Комментарии