search
main
0

Для Москвы участие в нацпроекте – особая ответственность

Заявка Москвы в конкурсе регионов в рамках нацпроекта «Образование» – это почти три сотни страниц с весьма убористым текстом. О каждом направлении работы и ее итогах написано подчас по одному абзацу, а в целом собралась толстая книжка. О том, что сегодня для столицы главное, на встрече с московскими педагогами и управленцами – участниками Московского педагогического марафона рассказала руководитель Департамента образования Любовь КЕЗИНА. Характерно, что среди участников встречи были не только москвичи, но и педагоги Рязани, Подмосковья, других регионов страны, которые изучают и перенимают столичный опыт.

Что бы ни делали, в первую очередь мы, конечно, думаем о детях, поэтому сегодня можно выделить те моменты, которые в этой связи считаем наиболее значимыми.

Все начинается, конечно, с создания грамотной системы управления. Много лет назад мы создали в Москве такую структуру управления, которая себя оправдала. Мы убрали лишнее звено – районный отдел народного образования. У нас теперь главный управленец – директор школы, который наделен огромными полномочиями по управлению педагогическим, ученическим, родительским коллективами, и все вопросы, связанные с деятельностью этого образовательного учреждения, – сфера его деятельности. Затем есть окружное управление образования, которое также отвечает за работу всей окружной системы образования, работает с директорами школ, претворяющими в жизнь все те задачи, что ставятся перед системой образования города. Должна сказать, что у нас окружные управления очень немногочисленные. Департамент образования – третий городской уровень, в его деятельности нет ответственности за каждое образовательное учреждение, его главная задача – программно-целевое управление. В первую очередь это разработка тех программ, по которым работают все 4000 наших учреждений, входящих в систему московского образования, начиная с детского сада и заканчивая учебными заведениями последипломного образования.

В нашей системе – детские сады, образовательные школы разных видов и типов, профессиональные колледжи, городские педагогические вузы, которые мы специально создали в системе столичного образования. Сегодня особую значимость приобретает дошкольное образование. Все мы – свидетели того, как много внимания Москва уделяет развитию сети дошкольных учреждений, как идет работа по перестройке деятельности самих дошкольных учреждений, как развивается видовое разнообразие детских садов. Я хорошо помню слова Геннадия Алексеевича Ягодина, сказанные еще в ту пору, когда он был председателем Гособразования еще в СССР. Он сказал тогда, что нам надо уходить от детских садов как ячеек, куда родители сдают на хранение детей, уходя на работу. Сегодня мы можем с полной ответственностью сказать, что мы ушли от этого. В столице есть замечательные детские сады, которые работают именно на развитие ребенка. Их много – это и обычные детские сады, и коррекционные для больных детей, для детей-инвалидов, для детей с нарушением состояния здоровья по различным видам заболеваний, это детские сады кратковременного пребывания детей, куда родители могут привести ребенка на какое-то короткое время и уйти, другие виды ДОУ.

Мы сегодня на детские сады возложили главную функцию подготовки детей к школе, считая, что именно уровень работы педагогов-дошкольников позволяет хорошо подготовить детей к учебе в первом классе. Наши школы, когда начинают создавать группы по подготовке детей к школе, как правило, нарушают установки, связанные с развитием ребенка, и ориентируют родителей на то, что подготовка детей к школе – обучение их чтению, письму, счету и так далее. Это категорически неправильно, ребенка нужно развивать, пробуждая весь тот потенциал, что в нем заложен, учить его мыслить, видеть прекрасное, научить его рисовать, лепить, разработать у него мелкую моторику. Авторитет детских садов сегодня настолько высок, что вместе с увеличением рождаемости пошел большой наплыв детей в ДОУ. У нас очередь в детские сады за нынешний учебный год выросла в два раза. Мы фиксировали на 1 сентября 2006 года очередь в 15 тысяч человек, сегодня в ней 34 тысячи желающих отдать своих детей в ДОУ.

Должна сказать, что Юрий Михайлович Лужков принял революционное решение: учитывая то, что ведомства практически закрыли свои детские сады, продали, сдали в аренду и так далее, уже с прошлого 2006 года пошло интенсивное строительство новых дошкольных учреждений. В 2006 году построены 95 новых ДОУ. Мы ругаем строителей, что не все сделали, как нам хотелось, но если представить себе, что в августе 2006 года было принято решение, а в декабре все было сделано, то становится ясной грандиозность сделанного. Другое дело, что строителям не хватило времени на завершение отделки и мы не принимаем у них здания без качественного завершения работ. В 2007 году опять принято решение построить еще 100 детских садов, в 2008 году будет возведено еще 100 детских садов. В прошлом году целевым назначением только на строительство ДОУ Москва выделила 10 миллиардов рублей. Вот что такое для столицы система дошкольного образования. Эта система – фундамент, на котором вырастает школа.

Известные психологи и педагоги говорили о том, что если ребенка не воспитывать до 6-7 лет, то это время для него будет потеряно, и восстановить его практически невозможно. То есть речь идет о том, что самый благодатный период для развития ребенка – время до 6-7 лет. Ребенок к нам в школу приходит уже практически подготовленным, развитым, а вот если он в силу каких-то обстоятельств не посещал детский сад (хорошо, когда семья благополучная и может заниматься с ребенком дома, а если семья не благополучная, если родителям наплевать на то, какие у них растут дети), то приходит в школу отставшим от своих сверстников. Вот тут начинается беда, потому что этому ребенку очень тяжело дается программа начальных классов, а мы сегодня говорим о том, что уже в начальных классах нужно закладывать обязательное обучение иностранным языкам.

Должна сказать, что месяц назад было принято постановление правительства Москвы, в котором определено: начиная с начальной школы и заканчивая выпускными классами, в каждой школе, в каждой параллели, в каждом классе должно быть не менее трех часов иностранного языка.

Если мы хотим выпустить из своей школы ребенка, который сегодня может адаптироваться в современном обществе, то должны помочь ему овладеть иностранными языками. Мы, взрослые, не владеющие иностранным языком, в какой-то степени ощущаем себя ущербными, когда вынуждены прибегать к помощи переводчика, встречаясь со своими коллегами из других стран.

Главный язык – международный язык общения – английский. Не случайно родители наших детей настаивают на том, чтобы в первую очередь мы давали детям знания по английскому языку. На втором месте по количеству обучающихся в московских школах – немецкий язык, потом французский, а всего в московских образовательных учреждениях введено изучение 13 иностранных языков (итальянский, испанский, китайский и так далее).

С первого сентября 2007 года у нас в каждом округе откроются школы с японским языком. Это, кстати, самый трудный язык. Когда мы готовили проект постановления правительства Москвы, я встречалась с японоведами и они сказали так: во-первых, в этой области мало специалистов, во-вторых, очень трудно написать учебно-дидактические материалы для ребят, которые будут в школах изучать японский язык, в-третьих, с начальной школы изучать японский язык категорически не рекомендуется, так как в этом возрасте дети его не усваивают и нужно начинать обучение примерно в 6-7-х классах. То есть имеется специфика в введении этого языка в школах.

Для того чтобы привлечь педагогов (а у нас самая дефицитная профессия среди школьных педагогов – преподаватели иностранного языка, ведь, владея языком, они спокойно могут идти работать переводчиками в любую фирму, Москва – город больших возможностей, поэтому устроиться со знанием иностранного языка можно куда угодно, и на более легкую работу, и более высоко оплачиваемую), в постановлении правительства Москвы предусмотрено увеличение зарплаты учителям иностранного языка в два раза. Нам деваться некуда, мы хотим, чтобы наши выпускники вузов – учителя иностранного языка – приходили в школы. В постановлении есть еще несколько моментов, связанных с доплатой за знание иностранного языка, как это раньше делалось в школах с углубленным изучением иностранного языка.

Следующий предмет, который сегодня наиболее нам интересен, это даже не предмет, а область знаний, -информационные технологии, без которых мы сегодня не обойдемся. У нас практически все школы имеют компьютерные классы. В каждом округе есть ресурсные информационные центры, идет наработка проекта «Школы информатизации», и наиболее успешно в этой области продвигается Зеленоград. Мы создали рабочую группу во главе с префектом Зеленограда Анатолием Смирновым и ректором МИОО Алексеем Семеновым для разработки проекта модели «Школа информатизации». Эта школа будет построена вся на основе информационных технологий, общение с родителями в такой школе будет идти через интернет, родители смогут общаться с учителями, войдя в интернете на сайт школы, найдя фамилию своего сына или дочери в классном журнале, увидеть оценки, которые ребенок получил, посмотреть, а что он изучал на уроке, какие программы выполняются и так далее.

Информационные технологии сегодня стали составляющими обязательного быта, уклада нашей школы. Поэтому мы считаем, что информационные технологии постепенно должны приходить к ученику, начиная с начальной школы. Мы считаем, что предмет «Информатика» нужно начинать изучать не в 9-м классе, а гораздо раньше. Дети к 9-му классу уже в совершенстве владеют компьютерами, а на уроках информатики им предлагают изучать компьютер, его возможности. Нужно сделать так, чтобы ни один урок по любому предмету не обходился без компьютера. То есть на таких уроках, как русский язык, математика, история, необходимо использовать информационные технологии, возможности выхода в интернет.

У нас практически все школы, за редким исключением, подключены к интернету. Причем пользование интернетом для школ бесплатно, за это платит бюджет города, поэтому возможности выхода в сеть для любого учителя, чтобы свой урок разнообразить, есть.

Все дело в том, что дети опережают учителей, и опережают очень быстро. Наши дети умные и находчивые. На примере вузов мы убедились в том, что, когда дают ребятам задание сделать какую-то зачетную работу, написать преддипломную работу, они спокойно скачивают все из интернета. Если преподаватель сам не владеет компьютером, если он не знает, что там есть по его предмету, то ученики его спокойно облапошат в два счета, и он примет их работы, не зная, что те скачаны из сети.

Я как-то разговаривала с деканом экономического факультета МГПУ Михаилом Львовичем Левицким. Спросила его: «Вы хоть знаете, что студенты вам могут принести такие работы?». Говорит: «Знаем, мы все знаем и заранее входим в интернет, изучаем, какие работы и на какую тему там есть, какую проблематику они затрагивают, поэтому находимся во всеоружии». Левицкий считает, что все не так страшно. Если студент приносит работу и чувствуется, что работа не его, то преподаватели задают ему несколько вопросов. Если он отвечает на эти вопросы, если разбирается, то «скачивание» не такая уж страшная вещь. Если не может ответить ни на один вопрос, то преподаватели вуза возвращают ему работу и предлагают или доработать ее, или написать новую. Проблема есть в том, что у детей дома стоит в два раза больше компьютеров, нежели у учителей. Когда мы проводили исследование на эту тему, то получили такие данные.

Что еще дает нам компьютер? Он дает возможность для дистанционного обучения. В странах СНГ сегодня есть программа «Московский аттестат». Центр образования №548, где директор Ефим Рачевский, взял вначале небольшое количество ребят, проживающих в странах СНГ, и по дистантной форме начал их обучать по программам своей школы, своих предметов, с привлечением своих учителей. В конце года ребята приехали в Москву и получили аттестат ЦО №548. В прошлом году было около 500 таких ребят, которые участвовали в этой программе и получили наш московский аттестат. То есть это именно те возможности, которые дают компьютер и информационные технологии.

В средней школе сегодня тоже много интересного. Во-первых, это профильное обучение. Мы не делаем в Москве никакой революции, для нас профильная школа – известная школа, потому что с начала 90-х годов у нас в столице уже были открыты лицеи, спрофилированные на вузы, этим лицеям уже много лет, и они успешно работают, потому что изначально был определен их профиль по договорам с тем или иным вузом. Мы считаем, что школы с углубленным изучением иностранного языка тоже своего рода профильные школы, потому что они определили себе профиль. Наши математические школы тоже имеют свой профиль, химический лицей – тоже профильная школа. То есть у нас уже есть опыт организации профильного образования. Но при этом мы не говорим о профильных школах, мы говорим о профильном образовании, поэтому этот процесс идет. Но для того чтобы он шел более успешно, мы считаем правильной работу тех педагогических коллективов, которые дают возможность ребятам составлять свои индивидуальные учебные планы. Лет семь-восемь назад мы вывезли группу наших директоров в Хельсинки и там на опыте городской гимназии показали им, как можно успешно работать в этом направлении. Сегодня я уже не назвала бы такую работу экспериментом, потому что время эксперимента уже прошло, школы почувствовали вкус и работают в этом направлении весьма успешно.

Для того чтобы выстроить такую работу, берется учебный план (понятно, что это касается старших классов), определяется базис тех предметов, которые ребенок должен изучать обязательно. К примеру, в недельном учебном плане 35 часов, 22 часа отводят на изучение набора обязательных предметов, которые ученик должен изучать. А на 13 часов заместитель директора по учебной части школы предлагает ученику набрать те предметы, которые ему крайне необходимы для поступления в вуз, чтобы не пользоваться услугами репетитора, не заниматься с кем-то индивидуально. По этим выбранным предметам ученик посещает все уроки тех учителей, которые дают ему именно то, что он хочет получить. Такие школы показали, что эта работа наиболее эффективна, она интересна для ребят, ребята не ворчат, родители не волнуются, что детей заставляют учить то, что им не понадобится в будущем. Думаю, если большинство наших школ пойдут по этому пути, то это станет наиболее эффективным методом обучения старшеклассников.

Педагогические вузы, которые созданы в системе образования города, работают на нее успешно. Первым, как известно, мы создали Московский городской педагогический университет, и возглавил его Виктор Рябов. Сегодня этот вуз, по мнению министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, по мнению всех, кто знаком с работой МГПУ, стал самым сильным педагогическим вузом в России. В недрах МГПУ работают Физкультурно-педагогический институт и НИИ «Столичное образование».

У нас есть Московский городской психолого-педагогический университет, буквально неделю назад этот вуз вошел в число двадцати инновационных вузов России, победив в конкурсе в рамках нацпроекта «Образование». За это место боролись 265 вузов, была очень серьезная экспертная и конкурсная комиссия по отбору инновационных высших учебных заведений, они смотрели программы развития, и в числе лидеров по достоинству был назван МГППУ. Он по сути своей инновационен, таких вузов в России больше нет, и это заслуга коллектива во главе с ректором Виталием Рубцовым.

В Москве работает также Московский гуманитарный педагогический институт во главе с ректором Александром Кутузовым, это очень интересное высшее учебное заведение, которое успешно работает по дополнительному образованию, не ограничивает выпуск только учителями, там идет подготовка также специалистов для системы дошкольного образования, гувернанток для домашнего обучения и воспитания, идет работа по подготовке специалистов для коррекционных учреждений. В Зеленограде расположен еще один вуз – Московская государственная академия делового администрирования.

В системе столичного образования есть Научно-исследовательский институт профессионального образования и мощный Московский институт открытого образования, который занимается не только повышением и переподготовкой кадров, но и выращиванием новых технологий, методик обучения. У МИОО есть две базовые школы – №№169 и 179, в этих школах работают прекрасные педагоги, которые и проводят всю эту работу.

Если говорить по большому счету, то московские учреждения сегодня обеспечены научным сопровождением своих учреждений. У нас нет необходимости обращаться за этим в вузы федерального подчинения. Все в Москве есть, и все это сильное, компетентное, профессиональное.

Что нас волнует больше всего?

Первое – здоровье детей и все с ним связанное. В частности, здоровьесберегающие технологии. Юрий Михайлович Лужков полюбил «школы здоровья» и считает, что тех созданных в Москве 65 школ мало, что это одна треть от потребностей, что нужно развивать эти школы, позволяющие работать с учетом новых медицинских технологий по профилактике здоровья детей. Лужков говорит, что это школа, совмещенная с поликлиникой.

Второе – «Школа будущего», проект, над которым мы работали начиная с прошлого года, участие в конкурсе «Строим московскую школу будущего» принимали более 160 столичных школ, были определены 15 школ-победителей, получивших грант города в миллион рублей за наиболее интересные проекты. Сейчас мы обсудили «Что такое школа будущего?» на городском родительском собрании (у нас раз в четверть проходят такие собрания, на которые мы выносим все вопросы, связанные с образованием), затем на ученическом городском собрании скоро пройдет научно-практическая педагогическая конференция, которая обсудит модель «Школы будущего». С 1 сентября 2007 года мы планируем запуск нескольких моделей, считаем, что те школы, которые будут работать по этим моделям, должны получить грант в 10 миллионов рублей с тем, чтобы эти деньги пошли на развитие их материальной базы, приобретение учебного оборудования и так далее.

В 2007 году национальные проекты будут реализовываться в том же виде, что и в 2006 году. Это вознаграждение за классное руководство (считаю такую трактовку неправильной, потому что не отбирают лучших, а выплачивают по тысяче всем, независимо от качества работы) или, правильнее, доплата классным руководителям. У нас в Москве есть доплата 1200 рублей плюс федеральная тысяча. В сумме получается весомая добавка к зарплате. Кто же против этого?!

В национальном проекте будут принимать участие лучшие школы. Нам дали квоту по количеству учащихся в 118 школ, как и в прошлом году. В этом году школ-победителей будет вновь 118. В прошлом году 394 учителя получили гранты по 100 тысяч рублей, 394 учителя получили грант мэра за то, что они лучшие. Таким образом, в 2006 году около восьмисот педагогов были отмечены грантами. В этом году останется то же количество лучших.

По нацпроекту в области информационных технологий предусмотрено подключение к сети всех школ России, и по Москве это 100 школ, которые пока не имеют выхода в интернет. По этому проекту планируется, что в будущем году будут создавать такой портал, на который выведут все программы по всем предметам. Тогда не нужно будет закупать все программы, достаточно войти через интернет на этот портал и скачать любую программу, которая необходима учителю для работы.

Следующее направление нацпроекта – поддержка молодой талантливой молодежи, и уже в прошлом году мы по Москве выделяли ребят, которые и на федеральном, и на городском уровне проявили себя в олимпиадах, в различных конкурсах, в том числе информационных, художественных и так далее, заявив о себе как о талантливых молодых людях. На уровне города они получили гранты по 30 тысяч рублей, на уровне РФ – по 60 тысяч рублей.

Что касается учебного оборудования, поставку которого также предусматривал нацпроект «Образование», то в прошлом году нам его не дали. Считается, что Москва самая богатая, зачем Москве еще деньги, и мы с трудом выбивали из министерства разрешение на то, чтобы использовать федеральные деньги для закупки оборудования. Нам такую возможность дали, и мы смогли приобрести кабинеты физики, химии, в этом году то же самое – столице будет выделен грант на оборудование. Нам не разрешили только приобретать автобусы за федеральные деньги, потому что их отдают в другие регионы, в сельские школы.

2007 год объявлен в Москве Годом ребенка. И до этого в Москве делалось очень много того, что касается детей. Сейчас мы непосредственные свидетели того, как идет эта работа не только в системе образования, но буквально во всех сферах. Практически весь город подключен нынче к этой программе, все структуры правительства Москвы, буквально все отрасли города работают по ней. На программу выделено 10 миллиардов рублей, из них три миллиарда 800 миллионов – деньги, которые выделены системе образования.

Нынешний год правительство Москвы объявило еще и Годом чтения. Неделю назад на заседании правительства обсуждалась программа по чтению, и я должна сказать, что лучше всех – лучше писателя, спикера Мосгордумы, тележурналиста и других – выступила наша учительница русского языка и литературы Татьяна Федорова. Хотя она выступала седьмой, после всех маститых литераторов и общественных деятелей, ее выступление было блестящим и было воспринято на «ура». Татьяна Федорова показала значение школы, учителя в преподавании русского языка, литературы, в обучении детей чтению.

Мы подумали и пришли к выводу, что 1 сентября, когда первый урок всегда знаковый, все начнется с урока чтения. В 2007 году Москва отмечает 860-летие, поэтому первый урок будут уроком чтения, посвященным этой замечательной дате. Он даст возможность самим ребятам написать любые рассказы, стихи. Если сами не напишут, выберут наиболее интересные произведения о Москве. Учитель – классный руководитель имеет возможность сделать такой урок необычным, замечательным, и этим надо воспользоваться.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте